Хребет Узун-Сырт (гора Клементьева) представляет собой дугу (подкову), выгнутую в нашу сторону. При южном и северном ветре над этой длинной горой образуются восходящие воздушные потоки обтекания. Это место, словно самой природой, создано для полётов планеров, дельта- и парапланов, которые могут парить здесь по много часов без посадки. Замечательное свойство горы было открыто ещё в 1916 году внуком И. К. Айвазовского, художником и лётчиком-испытателем Константином Арцеуловым...
Замечательное свойство горы было открыто ещё в 1916 году внуком И. К. Айвазовского, художником и лётчиком-испытателем Константином Арцеуловым. У Айвазовского было 4-ре внука. Трое стали художниками – Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов. Двое из этих троих – только художники, а младший стал еще и летчиком.
Константин Константинович Арцеулов родился в Ялте в 1891 году. Он превосходно помнил своего деда, в доме которого, в Феодосии, провел несколько лет. Маленький Костя присутствовал при таинстве рождения картин, что разрешалось только детям, и лучшая вещь – «Среди волн» - возникала при нем. Его мать, Жана Ивановна Арцеулова, четвертая дочь Айвазовского, мечтала видеть сына художником. Отец был Главным корабельным инженером Севастополя. Сын, став курсантом Морского корпуса, одновременно посещает самодеятельный рисовальный класс лейтенанта Павла Павлинова, впоследствии известного художника-графика.
Константин Арцеулов не стал морским офицером, а вместо Академии художеств прямо из студии Лансере поступил рабочим в сборочный цех авиационного завода Щетинина. Свой первый планер построил в тринадцать лет в 1904 году. Пролете немного – планер сломался на четвертой попытке.
В августе 1911 года Константин Арцеулов, выучившись летать самоучкой, сдал экзамен на самолете «Фарман-4» и получил диплом пилот-авиатора Международной воздухоплавательной федерации. Номер диплома был 45-й. в первую мировую войну сорок пятый в мире пилот совершает двести боевых вылетов, двадцать раз вступает в бой с немецкими аэропланами и двадцать раз побеждает.
--
В одном из воздушных боев сбили русский самолет. Погибшего летчика нельзя было узнать, кто-то сказал: «Арцеулов». На обломках разбитой машины поставили дощечку: «Прапорщик К. К. Арцеулов. 24 августа 1916 года». Все русские газеты вышли с некрологами. Со всего фронта съезжались летчики, чтобы почтить память погибшего, а на паперти собора, где шло отпевание, их встречал живой и невредимый Арцеулов.
«Я ничем не рискую, я уже отпетый», - скажет он через месяц под Севастополем, за пять минут до покорения «штопора». Того штопора, который увековечит его имя в истории русской и мировой авиации. Никто из летчиков, собравшихся в то сентябрьское утро на Качинском аэродроме, не верил, что «безумный прапорщик» выйдет живым из этого полета. Но в воздухе произошло чудо. С высоты двух тысяч метров, с выключенным мотором, стремительно вращаясь, «Ньюпор» Арцеулова несся навстречу земле. И вдруг – перешел на прямой пикирующий полет, и – по гигантской параболе – взмыл вверх, чтобы снова, уже наверняка, победить штопор. В тот же день Арцеулов подал начальнику Качинской авиашколы рапорт, предложив ввести новую фигуру высшего пилотажа в программу обучения военных летчиков.
Шесть тысяч часов провел в небе Арцеулов. Он испытывал первые советские истребители. Вел аэрофотосъемку для Турксиба в горах Урала и Средней Азии, ледовую разведку в северных морях. Его учениками по школе военлетов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов. И первые портреты знаменитых летчиков принадлежат ему - художнику Арцеулову.
01::02::03::04
на верх страницы::Феодосия природа::Феодосия курорт::на главную