Путешествие на гору Узун-Сырт к вопросу о родине воздухоплавания 01::02::03::04 ...едем дальше. При въезде в долину, вас слева встретит околица села Подгорное с автобусной остановкой по обеим сторонам достаточно узкого дорожного полотна. Через пару сотен метров после упомянутой остановки вам нужно не пропустить съезд на правое примыкание, на узкую дорогу с достаточно старым и разбитым асфальтовым покрытием. Эта дорога и поднимет вас на вершину хребта Узун-Сырт. При въезде на вершину хребта слева вам предстанут несколько домиков и съезд влево на грунтовую дорогу, которая приведёт вас к восточной вершине хребта Узун-Сырт и памятной стеле... Памятный знак покорителям воздушного пространства на восточной вершине Узун-Сырт
Еще в 1874 г. в статье «К вопросу о воздухоплавании» Николай Андреевич Арендт, симферопольский врач, писал, что летание следует рассматривать как искусство, которым должно овладевать на практике, воспользовавшись опытом полета птиц, учиться у них. Основываясь на своих многолетних наблюдениях и исследованиях, Арендт разделяет полет птиц на следующие этапы: 1) взлет, требующий максимальной затраты сил (взмах крыльев); 2) горизонтальный полет с минимальной затратой энергии или вовсе без нее; 3) посадку, требующую больше искусства, нежели приложения силы. Анализируя эти три этапа полета, он приходит к выводу, что для овладения искусством полета наиболее осуществимым и интересным является планирующий полет. И приводит доказательства, описывая опыты с различными моделями. В книге Арендт вновь указывает пути и предпосылки создания планера, т. е. аппарата, с помощью которого можно овладеть планирующим и парящим полетом. Дает и краткие указания по строительству специального тренажера для обучения пилота планирующему полету. А завершает книгу такими мыслями: «Не подлежит сомнению, что парить (т. е. летать) возможно, и не имея собственною двигателя, и как высшую степень развития искусства летания нужно считать такое летание, при котором человек мог бы, по примеру искуснейших парильщиков, обходится одними только силами тяготения, сопротивления воздуха и ветра». -- «Однако из этого вовсе не следует, что те авиационные машины, которыми человеку придется действительно пользоваться, не должны быть вооружены и собственными двигателями. Напротив того, наличие двигателя, который тянул или толкал бы воздухоплавательную машину..., должно в значительной мере упростить и облегчить задачу, выпадающую на долю умения самого воздухоплавателя». Идея Арендта о переходе от планера к самолету (иначе говоря, человек может лишь тогда садиться за управление самолетом, когда научится летать на планере) была подтверждена всей последующей историей развития авиационного дела. Первый в мире самолет А. Ф. Можайского (испытания Проходили в 1883 г.) только оторвался от земли, но из-за явной нехватки запаса мощности двигателя тут же упал на крыло. Но даже если бы и был запас мощности у двигателя, пилот вряд ли справился бы с управлением машиной — ведь опыта управления летательным аппаратом в воздухе он не имел! То же самое, но гораздо позже (1890 и 1897 г.) произошло с «авионами» француза Адера, снабженными уже достаточно сильными двигателями. Их полеты кончались поломками из-за неуправляемости аппаратов. Подобная же история случилась и с самолетами англичанина Максима (1894). А вот американцы братья Уилбер и Орвил Райт поставили на свой планер двигатель лишь после того, как научились летать на безмоторном аппарате. В результате им удалось создать первый в мире удачно летавший самолет (в декабре 1903 г. они совершили первый полет, длившийся всего 59 секунд). В 1888 г. в симферопольской типографии Спиро вышла кита Н. А. Арендта «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц». А уже 15 октября того же года «дозволено цензурой» 2-е издание книги (вышла в 1889 г.). Второе издание было автором несколько расширено: описан более тщательно разработанный вариант тренажера и учебного летного прибора к нему, гораздо четче сформулированы мысли об «искусстве летания», о переходе от планера к самолету. В самом начале книги автор пишет: «Предлагая настоящую заметку, я имел в особенности в виду, что в ней речь идет об искусстве летать»». И действительно, все ее содержание подчинено рассмотрению проблем парящего и планирующего полета. Но обратим внимание на то, что свой главный труд автор называет «заметкой». Это красноречиво характеризует его чрезвычайную скромность. А ведь многие положения, высказанные Арендтом в этой книге, не устарели и в наши дни, и он заслуженно считается основоположником теории планеризма. В год второго издания книги Арендта в Германии вышла книга О. Лилиенталя «Полет птиц как основа искусства летания». Многие из идей этой книги Арендт изложил еще в 1874 г. в статье «К вопросу о воздухоплавании», т. е. пятнадцатью годами раньше. Но в то время, как Арендт безуспешно доказывал актуальность и важность своей теории. Лилиенталь уже совершил первые полеты на своих планерах. Но, тем не менее, приоритет Арендта неоспорим. 01::02::03::04 на верх страницы::Феодосия природа::Феодосия курорт::на главную |