----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля


И. Айвазовский
Золотой век русского искусства

назад к содержанию

Будущий художник родился в Феодосии 29 июля 1817 года в купеческой армянской семье, к тому времени обедневшей. Склонность к искусству, проявлявшаяся в раннем возрасте, несмотря на отсутствие бумаги и карандашей, сделала первые попытки мальчика запечатлеть явления окружающего мира публичными: он рисовал самоварным углём на выбеленных стенах своего дома. Первым обратил внимание на его рисунки городской архитектор Кох. В дальнейшем в судьбе юного дарования принял участие градоначальник Феодосии Александр Казначеев, который направил его в 1830 году в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году способствовал его поступлению в Петербургскую Академию художеств.

Портрет И. К. Айвазовского
Портрет И. К. Айвазовского
К. Е. Маковский (1887)

Годы обучения в столице, общение с педагогами, известными художниками России того времени, во многом определили быстрое развитие дарования И. К. Айвазовского. Уже в 1835 году он впервые представил на  академической выставке свою картину, это был "Этюд воздуха над морем". Знакомство с выдающимися деятелями культуры - К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, И. А. Крыловым, В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным - способствовало формированию у молодого художника романтического мировосприятия. Академист Айвазовский много и плодотворно работал.

За участие в выставке 1836 года получил золотую медаль 2 степени, а в следующем году ему была присуждена большая золотая медаль, дававшая возможность отправиться в заграничную командировку за счёт академии на шесть лет. Формально до окончания обучения у художника было ещё два года, поэтому Совет академии отправил Айвазовского в Крым для совершенствования живописного мастерства. Здесь он написал с натуры виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи.

Эта поездка обогатила художника не только живописными впечатлениями. По приглашению командующего Черноморским флотом М. П. Лазарева он принял участие в десантных операциях у берегов Кавказа. Там познакомился с будущими известными флотоводцами, в то время ещё молодыми офицерами, П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым, И. И. Истоминым. В результате по возвращении в Петербург в 1840 году он представил наряду с другими картинами "Десант в Субаши" и "Военные корабли на севастопольском рейде".

В 1840 году художник отправился в первую заграничную командировку. Первой страной, которую он посетил, была Италия, поразившая его богатством музейных собраний, обилием памятников истории и культуры и природой, пышной и южной. Айвазовский много и неустанно работал, переезжая из одного города в другой. В Неаполе написал множество видов залива с дымящимся вулканом Везувием на втором плане. Известный английский художник Джозеф Тернер, увидев один из таких пейзажей ("Неаполитанский залив в лунную ночь", 1842), посвятил ему восторженные стихи, которые заканчивались строкой: "Искусство троё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений".

Айвазовский работал в Сорренто, Амальфи, Венеции. В Риме он сблизился с А. А. Ивановым и Н. В. Гоголем. Общение с уже известным в ту пору писателем, который прекрасно выразил свои взгляды на концепцию романтического пейзажа в словах: "Если бы я был художником... я бы сцепил дерево с деревом, перепутал ветви, выбросил свет, где никто не ожидает его...", было благотворным для молодого живописца.

--

В 1842 году И. К. Айвазовский по предложению Академии художеств покинул Италию для того чтобы участвовать в выставке в Париже. Его картины имели успех, и он был удостоен золотой медали. Прославленный французский живописец Верне сказал: "Ваш талант прославляет Ваше отечество". Художник побывал в Англии, Голландии, Португалии, Испании. В Голландии за экспонирование выставки своих произведений получил звание академика.

Осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию известным художником. Его встретили с большим почётом, он получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства. Ему был поручен большой правительственный заказ - написать виды русских укрепленных городов-крепостей на Балтийском море, который вскоре был выполнен. Весной 1845 года художник отправился в плавание к островам Греческого архипелага в составе экспедиции под руководством адмирала Ф. П. Литке. Побывал в Турции и Малой Азии. Вернулся из путешествия с серией прекрасно выполненных карандашных рисунков, которые в дальнейшем использовал для работы над многочисленными картинам.

К середине 1840-х годов у живописца созрело решение навсегда поселиться в родном городе. Он купил большой участок земли на окраине и приступил к постройке собственного дома и мастерской. В этом доме и прошла всё его дальнейшая жизнь, и именно в феодосийской мастерской были написаны почти все картины.

В том же 1846 году, Айвазовский написал ряд батальных картин, связанных с историей флота. К этим темам он обращался на протяжении всей своей жизни и не только по долгу службы, как живописец Главного морского штаба, но и движимый гражданскими чувствами. Он был знаком со многими выдающимися русскими флотоводцами, знал и наблюдал флот не только в мирной обстановке.

Главный морской штаб и командование флотами всегда сочувственно относились к трудам Айвазовского, всячески стремясь помочь ему в ознакомлении с морским делом. "Когда я писал виды морских сражений, - вспоминал художник, - мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки, оснастка судов, вооружение и т. д. Для предоставления мне возможности видеть полёт ядра рикошетом по водной поверхности при  мне в Кронштадте (были) произведены несколько выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских манёврах в Финском заливе". Позже художник принимал участие в военных манёврах в 1845, 1846 и 1851 годах.

"Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и даёт мысль как художнику изобразить её на полотне". Эти слова И. К. Айвазовского во многом объясняют его стремление вновь и вновь обращаться к темам из истории флота. Он запечатлел Петра Первого при Красной Горке, Чесменский бой, бой в Хиосском проливе, Наваринский бой, бой брига "Меркурий" и многие-многие другие славные победы. Поэтому не удивительно то, что когда весной 1846 года Айвазовский устроил в родном городе юбилейную выставку, сюда из Севастополя прибыли пять военных кораблей Черноморской эскадры во главе с линкором "Двенадцать апостолов" под командованием В. А. Корнилова. Эскадра стояла на рейде и салютовала орудийными залпами. Не удивительно и то, что много позже, в дни празднования живописцем 50-летия творческой деятельности в приветственной речи от Морского министерства прозвучала гордость Морского ведомства тем, что художник состоит в его списках.

В октябре 1853 года началась Крымская война. С её первых месяцев на Кавказском фронте турецкие войска проникли в приграничные районы восточной Армении, разрушали и грабили армянские сёла и города.

Весной следующего года боевые действия приблизились к берегам Крыма. Турецкие, французские и английские военные корабли вели бомбардировку прибрежных городов и посёлков. По понятным причинам события этой войны нашли особый отклик в душе художника. Он несколько раз посетил Севастополь, следил за развитием событий, делал зарисовки, писал акварели. В конце мая открыл выставку своих произведений в Севастополе, которая получила горячий приём в городе, охваченном войной. По свидетельствам современников, залы выставки с утра до вечера были заполнены солдатами, матросами, горожанами.

Очень интересны сведения, приводимые в письме мичмана Иванова - офицера-знаменосца у адмирала Л. С. Нахимова: "Сегодня второй день как Айвазовский открыл выставку своих картин: двух видов Синопской битвы, двух видов битвы "Первас-Бахри" с "Владимиром" и пятая - вход "Владимира" с "Первас-Бахри" на буксире под парами в Севастополь. Перед этими картинами постоянно стояла куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет начало Синопского сражения... Вторая представляет пожар в городе и судов на рейде ночью. Эта картина так поражает, что трудно оторваться от неё... Сам Айвазовский так и, вслушиваясь в толки, исправляет свои ошибки".

В своих батальных картинах И. К. Айвазовский запечатлел летопись русского военно-морского флота в тех эффектных и несколько приподнятых образах, которые были свойственны его творчеству.

Наряду с батальными темами особое место в творчестве мастера занимают картины, посвящённые борьбе малых народов за независимость. В 1867 году вспыхнуло восстание на острове Крит, населявшие его греки выступали против турок. Русская средиземноморская эскадра перевозила семьи восставших, спасая их от турецкой расправы. Художник написал несколько картин под названием "На острове Крит", одна из лучших хранится в коллекции Национальной картинной галереи им. И. Айвазовского. Когда в 90-х годах 19-го века беспощадно уничтожалось армянское население в Турции, Айвазовский написал серию картин, стремясь возбудить в мире сочувствие к армянскому народу. Средства, поступившие с выставки этих картин, он передал в помощь наиболее нуждающимся армянским семьям.

60-70-е годы 19-го века принято считать периодом расцвета творчества художника. Тогда он создал "Море" (1864 год) - одну из лучших картин феодосийского собрания, отмеченную высоким мастерством и подлинно романтическим мировосприятием. В 1868 году живописец отправился на Кавказ. Впечатления, полученные в поездке, нашли отражение во многих его картинах.

В следующем, 1869 году, он едет в Египет, чтобы присутствовать на открытии Суэцкого канала, результатом поездки стали картины, посвящённые этому событию, а также виды Каира и пейзажи с караванами верблюдов, пирамидами и сфинксами. В 1870 году в связи с 50-летием открытия Антарктиды Айвазовский пишет картину "Ледяные горы". Русское географическое общество отмечало большую познавательную ценность работ художника: "Русское Географическое общество давно признало Вас (Иван Константинович) выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название "Русского".

В 1872 году И. К. Айвазовский отправляется с выставкой своих картин в Ниццу и Флоренцию. Публика восхищается его произведениями, газеты пестреют хвалебными отзывами. Во время пребывания художника во Флоренции ему было предложено написать свой автопортрет для галереи Питти. Такой чести удостаивались только выдающиеся мастера. Из русских до Айвазовского в Питти был помещён автопортрет О. А. Кипренского. В результате этой поездки Айвазовский был избран "почётным членом коллегии профессоров изящных искусств Флорентийской Академии".

В последние два десятилетия своей жизни художник часто работал над холстами большого размера, создав в 1892 году такие великолепные произведения, как "Прибой у крымских берегов", "Корабль "Мария" во время шторма", "Остов Иския близ Неаполя", а также аллегорическое панорамное полотно "От штиля к урагану" (1895 год) и настоящий шедевр собрания Феодосийской картинной галерея - "Среди волн" (1898 год). Величественное и восторженное изображение стихии было создано 80-летним живописцем на огромном холсте площадью почти 12 кв. м за 10 дней!

Бытует мнение, что И. К. Айвазовский писал только марины. Однако, будучи по натуре деятельным человеком, он легко откликался своим искусством на события окружающего мира. Так, известно несколько архитектурных эскизов, выполненных им легко и свободно. Художник написал ряд односеансных портретов, в которых, несмотря на их этюдность, остро схвачен характер и передано сходство. Кисти Айвазовского принадлежат также картины на исторические и мифологические сюжеты; наиболее эффектные из них впечатляют как размером, так и композиционным решением: "Наполеон на острове св. Елены" (1897 год), "Путешествие Посейдона по морю" (1894 год), "Встреча Венеры на Олимпе" (1895 год).

Интересны украинские пейзажи, в которых степи бескрайни, как море, и жанровые сцены, написанные художником с огромным вниманием к деталям. "Во время жатвы на Украине" (1897 год), "Обоз чумаков" (1862 год), "Свадьба на Украине" (1890-е годы) - в этих картинах Айвазовский предстаёт пред нами мастером бытовых подробностей и тонких психологических нюансировок.

Особую группу произведений, пока ещё не очень хорошо известных широкой публике, составляют картины И. К. Айвазовского на библейские темы. В своём большинстве они были написаны для армянских церквей, в которых служил старший брат художника, Габриэл, теолог, историк, филолог, в зрелом возрасте ставший ректором Эчмиадзинской духовной Академии, а затем архиепископом. В числе этих произведений и канонически трактованные сцены из Нового Завета, и различные вариации сюжета хождения по водам, включая монументальное полотно 1873 года.

Жизнь художника оборвалась внезапно, в ночь на 2 мая 1900 года И. К. Айвазовскому было почти 83 года, он был полон новых идей и творческих планов, готовил картины для выставки в Италии, сам намеревался отправиться туда на её открытие.

Искусство маэстро было частью общеевропейского культурного процесса, он был не только прекрасным художником, но имел смелость бороться за свои идеи и убеждения, не боялся быть нонконформистом и аутсайдером, его творчество никогда не было "флюгерным". И. К. Айвазовский был отмечен истинным блеском таланта, ему было свойственно умение видеть прекрасное вокруг, в его картинах публика восхищалась тем, на что в природе могла смотреть равнодушным взглядом.

Художник был похоронен в родном городе, в ограде средневековой армянской церкви святого Сергия. На месте захоронения стоит мраморное надгробие в форме саркофага, с одной стороны которого высечена древнеармянская надпись: "Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память". Действительно, память об этом удивительном человеке до сих пор живёт в Феодосии в легендах и в устных преданиях. Его помнят не только как гениального художника, но и как Почётного гражданина города, сделавшего многое для его развития. Он открыл школу и библиотеку, построил археологический музей. Выставочный зал со своими картинами завещал городу. Во многом благодаря хлопотам художника в Феодосию была проведена железная дорога и реконструирован морской порт. А когда одной из главных проблем города стала острая нехватка питьевой воды, живописец подарил горожанам воду одного из своих источников. Он был действительно добрым гением этих мест, радетелем о благе сограждан и процветании своего края.

Т. В. Гайдук

на верх страницы::назад к содержанию::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.