Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля |
Литературная слава Феодосии эпоха Средневековьяназад к содержанию Будучи крупнейшим экономическим и политическим центром средневековья Крыма, "блистательная Каффа" являлась также значительным культурным центром, в ней процветали наука и искусство, создавались замечательные по красоте и мастерству исполнения памятника зодчества и изобразительного искусства. Особенно значительным был вклад в культуру города армянской общины в 13-ом - 15-ом веках. В армянской колонии Каффы культивировался интерес к философии, риторике, поэзии. При общинных церквях существовали школы, в которых преподавали философию Аристотеля, богословие, изучали грамматику, арифметику, риторику, учились искусству миниатюры и переписывания текстов. До нашего времени дошло более двухсот армянских рукописей с прекраснейшими миниатюрами, созданными в Каффе и монастыре Сурб-Хач (близ города Старый Крым) - одном из центров армянской религиозной жизни и летописания. Высокообразованные представители армянской общины продолжали развивать свою самобытную культуру, в том числе и поэзию, и после падения Каффы, уже в турецкой Кефе. До нашего времени дошли литературные произведения поэтов-певцов ("тахи") 17-го века: Симеона Кафаеци, Хевы Кафаеци, Мартироса Кримеци, Стапаноса, Нерсеса Кафаеци. Карло Боссоли. Феодосия. 1856 год.
Сохранился интересный литературный памятник средневековой армянской культуры Феодосии - эпическая поэма "Песнь о Кафе", впервые переведённая и опубликованная просветителем армянского народа архимандритом Гавриилом Айвазовским, братом художника И. К. Айвазовского. В предисловии к первой публикации в "Записках Одесского общества истории и древностей" за 1875 год он сообщил, что эта поэма "извлечена из рукописи "Сборника армянских песен", написанных в Кафе священником Стефаном, при церкви святого Георгия, просветителя Армении, в 1603 году. Текст этот написан стихами на армянском языке". В нём имеется также и свидетельство об авторе поэмы - некоем Иоанне: Мы все под богом ходим. Да благоволит он нас сохранить, Дабы не приключилась больше беда Богоустроенному городу Кафе. Я, Иоанн, исполненный грехов; По просьбе Григория, Диаконом прозываемого. -- Поэма "Песнь о Кафе" повествует о событиях 1581 года: борьбе за власть в Крымском ханстве Ислам-Герая и его брата Мухаммед-Герая и битве при Каффе, в результате которой войска Мухаммед-Герая были разбиты, а сам он был казнён по приказу турецкого султана. В эпоху турецкого господства в высокообразованных кругах исламского чиновничества и духовенства искусство поэзии считалось одним из важнейших достоинств, которое ценилось мусульманами наравне с воинскими доблестями. Кефе стал одним из центров мусульманского просвещения, здесь насчитывалось, по свидетельству турецкого путешественника Э. Челеби, 45 детских школ и 5 высших учебных заведений - медресе. Среди них выделялось медресе Хаджи Ферхада - светоч мусульманской учёности и благочестия, где наравне с богословием и астрологией изучались естественные науки и теория права. Средневековая культура крымских татар была пронизана поэзией и религиозным мистицизмом суфиев, орден которых - тариката Мевлеви ("вертящихся дервишей") - был хорошо известен в Крыму. Некоторые крымские ханы были талантливыми поэтами. Например, Менгли-Герай-Первый - автор газелл, пронизанных глубокими философскими раздумьями и утончённой любовной лирикой. на верх страницы::на главную |