----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Музей Грина в Феодосии


Клиперная
Начало литературного пути А. С. Грина - 1906-1908-1909

назад

Из мест ссылки Грину удалось бежать. Он возвращается в Петербург, но по пути останавливается в Москве и пишет там «Заслугу рядового Пантелеева» — беллетризованную агитку, которая предназначалась для распространения среди солдат. В экспозиции «Клиперной» можно видеть ее факсимильную копию, а рядом — дело Главного управления по делам печати о наложении ареста на эту брошюру. Почти весь тираж рассказа был конфискован, и только благодаря тому, что он был подписан инициалами «А. С. Г.» и никто из работников издательства не назвал фамилию автора, Грину удалось избежать нового ареста.

Писатель считал это свое произведение навсегда пропавшим. Его обнаружили только в 1961 году в архиве «Отдела вещественных доказательств Московской жандармерии». А пять лет спустя, в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки, был найден второй гриновский рассказ «Слон и Моська», тоже беллетризованная агитка на тему солдатской жизни. Основой сюжета для первых произведений А. С. Грина, с которыми так и не смогли познакомиться его современники, послужили впечатления от пребывания писателя в царской армии.

Люк трюма - деталь интерьера музея Грина в Феодосии

А следующая страница его биографии — пропагандистская деятельность — дала материал для новых рассказов. Следует подчеркнуть, что впоследствии Грин наотрез отказался использовать свое революционное прошлое для получения каких-либо благ: «Политической пенсии не хочу. Всю свою зрелую жизнь я был писателем, об этом только мыслил, этим только и жил. Им и буду до конца. От политики же я раз и навсегда ушел в молодости и питаться за счет того, что стало мне чужим и ненужным, никогда не буду. В молодости отдавал себя политике, но и вырос за этот счет. Следовательно, мы — квиты с нею. И вопрос кончен». «В Италию» — первое произведение А. С. Грина, увидевшее свет. Этот рассказ был напечатан в 1906 году в газете «Биржевые ведомости». Вслед за ним появились «Кирпич и музыка», «Марат», «Случай». Под рассказом «Случай» впервые появляется подпись «А. С. Грин».

В 1908 году под этим же псевдонимом выходит первая книга писателя (она представлена в экспозиции музея), которая называлась «Шапка-невидимка». Туда вошло 10 рассказов, но среди них не было рассказа с таким заглавием. Объяснение названию книги дала жена писателя Вера Павловна Абрамова. Грин жил тогда в Петербурге под именем Алексея Мальгинова, скрываясь от полиции после побега из ссылки.

Когда он придумывал заглавие для своей книги, Вера Павловна сказала: «Ты сейчас живешь под чужим именем, как бы под шапкой-невидимкой, пусть первая книга твоя так и называется «Шапка-невидимка». Воспоминания Веры Павловны можно дополнить предположением, что Грин согласился с таким названием еще и потому, что оно соответствовало содержанию книги. Большинство рассказов сборника посвящено нелегалам. Их образы отразили разочарование писателя в деятельности эсеровской организации. Грин не принял пустозвонного краснобайства ее лидеров, крикливых лозунгов, тактики индивидуального террора. Всё это проявилось в «Шапке-невидимке». Книга писателя не удовлетворила. Грин продолжал искать свой путь, свою дорогу в литературе.

А. С. Грин - бюст писателя в зале "Кают компания клипера" - Феодосия

Определенным этапом в этих поисках явились рассказы «Она», «Воздушный корабль» — предверье гриновского романтизма... Но подлинно «гриновским» произведением стал рассказ «Остров Рено». В экспозиции музея — пожелтевшие от времени страницы «Нового журнала для всех» за 1909 год с первой публикацией «Острова Рено».

--

В этом журнале будет напечатано немало гриновских произведений — «Пролив бурь», «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури». В них очерчивались границы Гринландии, определялись ее законы. Но открытие этой гриновской страны состоялось в «Острове Рено».

Приключенческий сюжет рассказа и экзотическое место действия — маленький тропический остров — не помешали наиболее проницательным читателям и критикам найти в нем созвучие с реальной общественной жизнью России 1900-х годов. В статье «Литературные силуэты» критик Л. Войтоловский писал об «Острове Рено»: «Может быть, этот воздух не совсем тропический, но это новый особый воздух, которым дышит вся современность — тревожная, душная, напряженная и бессильная».

Романтизм Грина оказался созвучен своему времени. Вместе с рассказами Горького, стихами Блока романтическое творчество Грина пробуждало в человеке веру в собственные силы, желание борьбы и победы. В той же статье «Литературные силуэты» было дано определение гриновского романтизма: «Романтика романтике рознь. И декадентов называют романтиками... У Грина романтизм другого сорта. Он сродни романтизму Горького... Он дышит верой в жизнь, жаждой здоровых и сильных ощущений».  Романтизм оказался наиболее близок творческому дарованию Грина, его мироощущению. И хотя после «Острова Рено» у Грина были и реалистические произведения, именно в романтическом творчестве он обрел свой собственный художественный почерк.

далее

на верх страницы - назад ко входу в музей - на главную


Поиск по сайту


Александр Грин: коротко о главном

Залы музея Александра Грина

Каюта странствий - юность Грина

Клиперная - начало пути писателя

Ростральная - "Алые паруса"

Каюта капитана - Грин в Феодосии

Последняя повесть писателя

Корабельная библиотека::01::02

Музейная деятельность

Фильмография

Выставочная деятельность


 



© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.