|
|
Вопрос морского путешествия Пушкина из Феодосии в ГурзуфВ понедельник 16 августа (28 по новому стилю) 1820 года к вечеру Раевские и Пушкин из Керчи приезжают в Феодосию. 18 августа они отправляются в Гурзуф, куда прибывают утром 19 августа. На каком корабле был совершен этот второй в жизни Пушкина, после переправы через Керченский пролив, морской переход? Традиционно в решении этого вопроса исследователи опирались на свидетельство Марии Раевской, в замужестве Волконской, которое учтено в книге П. И. Бартенева "Пушкин в Южной России": "… до Юрзуфа… плыли на военном бриге, отданном в распоряжение генерала" (Бартенев П. И. Пушкин в Южной России. Русский архив. 1866 г. № 8-9, столбец 113). Долгое время господствовало мнение, что этим бригом была "Мингрелия". Эта точка зрения была отражена даже в таком авторитетном издании, как академическая "Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина" (Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. Т. 1. М: АН СССР, 1951, стр. 236). Особую привлекательность этому предположению придавало то, что командиром брига "Мингрелия" был М. Н. Станюкович, в будущем известный адмирал и отец прославленного писателя-мариниста К. М. Станюковича. Так много славных имен оказывались вдруг связанными воедино. Во втором издании "Летописи" (1991 год) былой однозначности уже нет. В комментариях подчеркивается, что на Черном море было не 2, как предполагали ранее, а 4 брига - "Мингрелия", "Ахиллес", "Меркурий" и "Ганимед". Решить вопрос в пользу какого-то одного из них не представлялось возможным. Поэтому во втором издании "Летописи" просто указывается, что переход из Феодосии в Гурзуф был совершен на военном бриге (Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799-1826. Составитель М. А. Цявловский. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Л., Наука, 1991, стр. 223, 658). Особая забота о генерале на всем пути следования объясняется просто, он относился ко второй ступени в табели о рангах Российской империи, а генерал-губернатор Таврической губернии того периода только четвертый. Работа в архивах Военно-морского флота и Крымском государственном архиве показала, что "… корвет "Або" и был тем самым "военным" кораблем, который принял Раевских и Пушкина на борт 18 августа и доставил их 19 августа в Гурзуф. Кстати, конструктивно корвет и бриг - очень близкие типы судов". В тот период корвет "Або" исполнял роль военной брандвахты Феодосийского порта. Брандвахта - это сторожевое судно, охраняющее порт. Брандвахты выполняли разнообразные функции: они не только охраняли порты, но по мере надобности, выполняя приказы местного начальства, которому они временно подчинялись, использовались и как посыльные или транспортные суда. В. П. Казарин, А. В. Киселев, Е. В. Андрейко. "Морем отправились мы в Юрзуф…" (Конец одной загадки). Крымские пенаты. Альманах литературных музеев. Симферополь, 1994, № 1. -- Примечание от составителя: туманным вопросом остаётся и тот факт, почему Раевские и Пушкин целых три дня гостили в Феодосии, и почему они не отправились сразу, как планировалось первоначально, в Симферополь, губернский город всё-таки, а шли морем в Гурзуф на сторожевом посыльном судне, как-то не совсем соответствующим рангу генерала Раевского? Оказывается, Раевский свалился на голову феодосийских чиновников крайне не вовремя. В тот момент в городе отсутствовал градоначальник, возможно, именно этим и объясняется тот факт, что достаточно высокий для провинции гость и сопровождающие его люди расположились в доме бывшего, а не действующего, градоначальника. Раевский не планирует задерживаться в Феодосии, а стремиться быстрее выехать в Симферополь через Карасу-Базар. Однако, перед феодосийскими чиновниками возникает проблема, как сообщить губернским властям о приезде высокого гостя, вернее, кто должен сообщить, ведь градоначальника нет. Он лечится на водах минерального источника недалеко от города Карасу-Базар, ныне у источника расположено село Лечебное, Белогорского района. Гонец, посланный к нему задерживался, а Раевский начинал нервничать. Тогда феодосийские чиновники решились на хитрость и уговорили путешественников плыть морем, а в Симферополь заехать потом, на обратном пути и посадили нежданных высоких гостей на борт попутного посыльного судна, которое уходило с почтой в Севастополь. Кстати, этим же фактом можно объяснить и то, почему плавание совершалось ночью, когда путешественникам ничего не видно, а спать лучше в гостинице на берегу, чем в тесной каюте военного парусного судна. Всё просто и понятно, почта перевозится в ночное время. на верх страницы::Достопримечательности Феодосии::Курорт Феодосия::на главную |
|
|