Памятники истории и архитектуры Феодосии |
Феодосийские "дачи" городской набережной в начале 20-го векаНеповторимый архитектурный облик городской набережной в конце 19-го - начале 20-го века сформировали роскошные особняки (так называемые дачи), принадлежавшие феодосийским богачам. Они отличаются высоким качеством строительных работ и разнообразными архитектурными формами, основанными на использовании мусульманского, романского, мавританского и классического искусства, некоторые представляют стиль модерн. В советское время в дачах разместились санатории. В оформлении дачи А. А. Крыма "Виктория" (1914 год; возможно, архитектор Н. П. Краснов) использованы мотивы романского зодчества, но безордерность, асимметричная компоновка масс, свободное размещение на фасадах новаторски трактованных архитектурных деталей дают основание рассматривать её как образец творческого поиска в духе нового направления в архитектуре - стиля модерн. Благодаря пропорциональному соподчинению разновеликих архитектурных элементов и стилевой гармонизации декора асимметрично расположенные фасадные плоскости образуют единое целое. Роль главных акцентов, подчёркивающих центральный объём, играют пятичастные и трёхчастные окна с колонками-импостами ионического ордера. -- Феодосия, Екатерининская набережная, начало 20-го века
В даче И. С. Крыма "Милос" (1909-1911 годы; архитектор М. Ф. Пискунов) модернистская трактовка сочетается с использованием элементов классической греческой архитектуры. Главным акцентом фасада является терраса, имитирующая портик кариатид афинского храма Эрехтейон. Во внутренний фонтанный дворик выходят изящные колонны оконных проёмов. Участок виллы, находящийся на пересечении улиц, образует со стороны набережной высокую платформу, поддерживаемую каменной подпорной стеной, юго-восточный угол которого эффектно закреплён видовой беседкой-ротондой со скульптурой внутри неё, являющейся копией статуи Венеры Милосской (отсюда и название дачи - "Милос"). Далее следуют дачи "Модерн", "Вилла", "Флора" и "Аида". Линию особняков, протянувшуюся вдоль бухты, завершает дача феодосийского табачного фабриканта И. В. Стамболи (1910-1914 годы; архитектор О. Э. Вегенер). Её характерный запоминающийся силуэт формирует купольное завершение и стройная башня-минарет. Асимметричное по объёмно-пространственной композиции здание имеет фасады, выполненные в великолепно интерпретированных формах мавританской архитектуры. Обращает на себя внимание разнообразие мотивов и фактур, применённых в отделке здания: сочетание различных материалов - камня и резного дерева, черепицы, композиций из цветной поливной керамики, резьбы по мрамору. Дача фабриканта И. В. Стамболи; справа Сарыгольский мост; открытка начала 20-го века
Несмотря на это образ здания обладает архитектурно-художественным единством. Аналогичное сочетание наблюдается и в отделке интерьеров, где наряду с "готическим" вестибюлем и парадной лестницей имеется богатый зал с ренессансными по рисунку панелями и порталами, "арабский" салон с орнаментированными под восточный ковёр стенами, цветными витражами и камином из ярких поливных изразцов. Территория, на которой расположена вилла, ограждена забором, розетки и ворота которого являются образцом кузнечного искусства начала 20-го века. Рядом находился железнодорожный Сарыгольский мост (1892 год), за которым на морском берегу была построена дача петербургского литератора и книгоиздателя А. С. Суворина (1887-1888 годы; архитектор Фатин). И. К. Айвазовский, рекомендовавший Суворину место для постройки дачи и наблюдавшийся за её возведением, говорил, что этот особняк - украшение берега. Со стороны моря он напоминал старинную крепость благодаря мощным каменным стенам и полукруглой башне, которые служили для укрепления склона. Вниз, к морю, вела широкая лестница. Здание выполнено в восточном стиле - с изящными куполами, арочными окнами, открытыми террасами, бельведером. В этой усадьбе бывал А. П. Чехов, здесь он написал: "Море чудесное... На берегу его можно прожить тысячу лет и не соскучиться". Здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны, но до сих пор пляж, на котором оно находилось, называется "Суворинскими камнями". на верх страницы::Достопримечательности Феодосии::Курорт Феодосия::на главную |