Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей ДревностейФеодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Уздечные бляхи, VI - V века до н.э.
Уздечные бляхи. Бронза. VI - V века до н.э.

Серьги, бронза, стекло, IV - III века до н.э.
Серьги, бронза, стекло, IV - III века до н.э.

Лепной горшок, VI - III века до н.э.
Лепной горшок, VI - III века до н.э.

Детали конской упряжи, VI - V века до н.э.
Детали конской упряжи, VI - V века до н.э.

Браслеты, бронза, V - III века до н.э.
Браслеты, бронза, V - III века до н.э.

Кольца и подвески, V - III века до н.э.
Кольца и подвески, V - III века до н.э.

 

 

  Зал №2 - археология (малый зал)
Ранняя история цивилизации
Эпоха начала металлургии
Кизил-кобинская культура
Скифская культура в Крыму
  Зал №1 - природа Феодосии
Зал №2 - археология (малый зал)
Зал №3 - археология (большой зал)
Зал №4 - Караимская слобода
Зал №5 - Великая Отечественная война

Скифская культура в Крыму

В VII в. до н.э. в Северном Причерноморье появилась однородная скифская культура. Античные авторы, в первую очередь Геродот, сообщают, что скифы изгнали киммерийцев со своих земель. В период расселения в Северном Причерноморье ираноязычные скифские племена находились на стадии разложения родового строя патриархального типа. Возможно, уже в то время у них существовала военная демократия – заря государственности.

В степях Северного Причерноморья – и в Крыму в т.ч. – по свидетельству Геродота жили царские скифы, «самые сильные и многочисленные, считающие прочих скифов своими рабами.». Предками скифов были, вероятно, племена срубной культуры.

Основой экономики ранних скифов было кочевое скотоводство. Материальная и духовная культура скифов – кочевников хорошо известна по трудам древних авторов, произведениям античного искусства, данным археологии. В экспозиции представлены некоторые материалы, отражающие культуру скифов – кочевников. Характерной чертой ранне–скифской культуры был так называемый «звериный стиль» в искусстве.

Животные изображались в определенных позах, причем большое внимание уделялось ряду деталей – глазам, лапам, когтям, рогам, ушам. Копытные (олень, козел) изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьих пород – свернувшимися в кольцо. Некоторые изображения животных были связаны с определенными скифскими божествами.

Фигуры этих животных как бы охраняли их владельцев от беды. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы: иногда на лопатках помещали полные изображения животных. Образцами этого стиля являются представленные в витрине уздечные бляхи V в. до н.э. из бронзы. Это стилизованные изображения оленя и пантеры.

Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу – акинаку. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия, приносили ему жертвы. Короткие железные колющие мечи – акинаки, наконечники стрел, дротиков, копий являются характерными признаками мужского погребения. Скифские стрелы втульчатые, сделанные, преимущественно, из бронзы. Древнейшие стрелы листовидные, часто с шипом на втулке. Классические скифские стрелы напоминают трехгранные пирамидки.

Широко распространены были стрелы с выступающими по граням пирамидок ребрами – лопастями, по которым это стрелы называются трехлопастными. Стрелы изготовлялись в огромном количестве. Находки литейных форм свидетельствуют об их местном производстве. Скифская керамика сделана еще без помощи гончарного круга, хотя в соседних со скифами греческих поселениях круг применялся широко. Сосуды плоскодонные, разнообразны по форме.

В IV в. до н.э. скифы Крыма переходили от кочевого образа жизни к оседлости. В разных частях полуострова этот процесс происходил неравномерно. Более быстрыми темпами он шел на Керченском полуострове, где постоянно взаимодействовали три этноса: скифы, греки и местные доскифские племена. Процесс ассимиляции скифами местного населения прослеживается по могильникам и поселениям Восточного Крыма. В целом здесь исследовано около 20 памятников скифской культуры.

Один из наиболее крупных – могильник V – III вв. до н.э. на берегу Ак–Ташского озера на севере Керченского полуострова. Среди находок - орудия труда, керамика, украшения. Часто в скифских погребения встречаются греческие изделия, которые свидетельствуют об активной торговле скифов с греческими городами Северного Причерноморья. В экспозиции представлены чернолаковая аттическая посуда, малоазийская керамика, амфора, бронзовые зеркала, монеты Боспорского царства из скифских погребений.

В III в. до н.э. в Крыму образовалось скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (окраина современного города Симферополь). Позденскифское царство просуществовало около 600 лет. Скифы находились в активных политических и экономических отношениях с греческими поселениями. Не всегда это отношения были ровными – случались конфликты и войны. В I–е вв. н.э. скифская культура испытала мощное воздействие со стороны сармат. В III в. до н.э. в результате нашествия готов позденскифское царство в Крыму гибнет. Вторжение гуннов во второй половине IV в. н.э. привело к гибели последних очагов позденскифской культуры.

Скифы составляли часть населения греческих городов, оказали заметное влияние на культуру эллинского населения Крыма. Ярко греко–скифское взаимовлияние проявилось в восточном Крыму, на территории Боспорского государства. Скифы выступили важным звеном в торговых связях варварской периферии с эллинским городами Северного Причерноморья. Одним их таких городов была античная Феодосия.

 

Скифский меч-акинак
Скифский меч-акинак

Краснофигурный скифос, фрагмент, IV в. до н.э.
Краснофигурный скифос, фрагмент, IV в. до н.э.

Наконечники скифских стрел
Наконечники скифских стрел

Монеты Боспорского царства
Монеты Боспорского царства

Античные бронзовые зеркала
Античные бронзовые зеркала

Пряслице, IV - III века до н.э.
Пряслице, IV - III века до н.э.

 



Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.