Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей ДревностейФеодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Фрагменты лепных сосудов, VIII - V века до н.э.
Фрагменты лепных сосудов, VIII - V века до н.э.

Бусы, VII - IV века до н.э.
Бусы, VII - IV века до н.э.

Детали конской упряжи, VIII - V века до н.э.
Детали конской упряжи, VIII - V века до н.э.

Орудия труда, VIII - VI века до н.э.
Орудия труда, VIII - VI века до н.э.

Украшения, VIII - V века до н.э.
Украшения, VIII - V века до н.э.

 

 

  Зал №2 - археология (малый зал)
Ранняя история цивилизации
Эпоха начала металлургии
Кизил-кобинская культура
Скифская культура в Крыму
  Зал №1 - природа Феодосии
Зал №2 - археология (малый зал)
Зал №3 - археология (большой зал)
Зал №4 - Караимская слобода
Зал №5 - Великая Отечественная война

Киммерийцы и кизил-кобинская культура

В I тыс. до н.э. население Крымского полуострова вступило в эпоху раннего железа. Отныне железные изделия: оружие, орудия труда – становятся обычными находками в погребениях, культурных слоях поселений, кладах. Первым народом, населявшим степи Северного Причерноморья в раннем железном веке, хронологически, были киммерийцы. Сведения о них сохранили античные авторы: Гомер, Геродот, Страбон… Под именем «гамирра» киммерийцы известны в ассирийских клинописных документах, а как «гомер» упоминаются в Библии. Античная литературная традиция сообщает, что во главе киммерийцев стояли многочисленные вожди – басилевсы (цари). В VIII – VII вв. до н.э. киммерийцы совершали походы в Переднюю Азию. Во второй половине VII в. до н.э. в Северном Причерноморье они были ассимилированы скифами. До сих пор не решены проблемы происхождения этого народа, его языковой принадлежности, ареала, соотнесения с киммерийцами какой – либо археологической культур.

В настоящее время «киммерийцами» считают кочевников Северного Причерноморья предскифской поры. Видимо, киммерийцы генетически связаны с племенами срубной культуры. «Киммерийская» топонимика Керченского полуострова античной эпохи – Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийский Брод, Киммерийские Переправы, Киммерик – дали основание считать восточный Крым границей области проживания киммерийцев, зоной контактов с другими этносами. В экспозиции материальная культура киммерийцев представлена инвентарем погребения в Джанкойском районе – керамикой, мелкими предметами.

В античную эпоху горная часть Крымского полуострова получила название Таврики. таврами древние греки называли жителей Крымских гор и предгорий. Согласно античной литературной традиции, тавры разделялись на многочисленные «царства», вели кочевой образ жизни, пиратствовали на море, были грубы и невежественны. Безусловно таврские могильники из каменных ящиков на Главной гряде Крымских гор и на Южном берегу Крыма датируются VI – V вв. до н.э.

В 1926 г. археолог Г. Бонч–Осмоловский в результате раскопок в пещере Кизил–Коба (Красная пещера) вблизи Симферополя выделил особую кизил–кобинскую культуру. Ученый высказал мысль о принадлежности этой археологической культуры таврам. Кизил–кобинская культура представлена поселениями и могильниками, IX – III вв. до н.э., в предгорном Крыму. Основными занятиями кизил–кобинцев были земледелие и пастушеское скотоводство. В дискуссии об этнической принадлежности кизил–кобинцев в последнее время все больше сторонников приобретает теория о существовании в древности в рамках одного этноса, который сформировался из части племен, населявших Крым в эпоху поздней бронзы.

Первоначально тавры проживали в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI в. до н.э. некоторые таврские племена переселились в горы и на ЮБК. Там в их среде сформировался хозяйственно – культурный тип, связанный с отгонно–пастбищным скотоводством и, возможно, пиратством. Различия в хозяйственной деятельности и некоторая территориальная обособленность привели к формированию особенностей в материальной и духовной культуры тавров Горного и Южнобережного Крыма. В IV в. до н.э. произошел обратный отток населения в предгорья и новая консолидация таврских племен на базе оседлого земледельческо – скотоводческого хозяйства. В предгорьях многие поселения существовали в IV – III вв. до н.э. Всего известно более 100 таврских и кизил–кобинских поселений и могильников.

На границах степей и предгорий, также на Керченском полуострове в VI – IV вв. до н.э. происходило смешение тавров – носителей кизил–кобинской культуры и скифов. Небольшая часть тавров попала в число жителей античных городов, особенно в начальный период их существования и была ассимилирована греками. Приблизительно в III в. до н.э. тавры растворились в скифской среде. Общество тавров стояло на этапе разложения родового строя. В экспозиции материальная культура тавров представлена находками из могильников у с. Петрово Белогорского района, у с. Перевальное Симферопольского района и поселений Холодная Балка и Калинная Балка в юго-восточном Крыму. Это характерная кизил–кобинская чернолощеная керамика с врезным линейным орнаментом, бронзовые украшения, бусы. Здесь же предметы конской упряжи, орудия труда, среди которых есть и железные.

 

Лепной горшок, I тыс. летие до н.э.
Лепной горшок, I тыс. летие до н.э.

Инвентарь киммерийского погребения
Инвентарь киммерийского погребения

Бронзовые булавки, VII - V века до н.э.
Бронзовые булавки, VII - V века до н.э.

Фрагменты лепных лощёных сосудов
Фрагменты лепных лощёных сосудов

Бронзовые серьги и подвески
Бронзовые серьги и подвески

 



Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.