----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Киммерии творческая слава: люди Феодосии и Коктебеля


Николай Степанович Барсамов

назад к содержанию

Одной из ярких и многосторонне одарённых личностей в художественной жизни Феодосии и Крыма 20-го века был Н. С. Барсамов (1892-1976). Его жизнь неразрывно связана с галереей Айвазовского. Он известен как музейный работник и директор галереи, историк искусства и вдумчивый исследователь, талантливый художник и педагог.

Родился в Тифлисе, в семье банковского служащего. Гимназистом увлёкся рисованием. С 1913 по 1917 год учился в Москве - вначале в частной студии И. Машкова, а впоследствии в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у таких прославленных мастеров, как К. Коровин и С. Малютин. Затем была преподавательская деятельность, фронт, госпиталь, скитания по стране.


Розы

Н. С. Барсамов Георгины и гладиолусы
Георгины и гладиолусы

В 1927 году оказавшись в Феодосии, он навсегда связал свою судьбу с галереей Айвазовского, проработав в ней директором около сорока лет, и в дальнейшем остался её пожизненным консультантом. Масштабность его деятельности как музейного работника трудно переоценить. Её результатом стало многократное увеличение коллекции произведений И. К. Айвазовского и превращение галереи в крупное собрание маринистической живописи.

Н. С. Барсамов вместе с женой, С. А. Барсамовой, главным хранителем галереи, спас коллекцию в годы Великой Отечественной войны, эвакуировав её в 1941 году, после освобождения Крыма, вернул в Феодосию. Таким образом, галерея И. К. Айвазовского стала одним из немногих музейных собраний, целиком спасённых в годы войны. Изучая и популяризируя творчество И. К. Айвазовского, Барсамов стал автором путеводителей по галерее, статей и книг о выдающемся маринисте, о других художниках Крыма и о русских мастерах морского пейзажа 19-го века. Его монография об И. К. Айвазовском до сих пор является самым полным исследованием жизни и творчества живописца.

--

В начале 30-х годов 20-го века он открыл при галерее художественную студию, в которой воспитал плеяду талантливых мастеров, в их числе были В. Шепель, А. Лейн, С. Мамчич, В. Соколов, П. Столяренко, Н. Шорин. Идея занятий с учениками была возрождена в послевоенное время в 1952 году, когда в подсобных помещениях галереи была открыта детская художественная школа и студия. Ныне эта школа носит имя И. К. Айвазовского.

Разносторонняя и активная деятельность оставляла мало времени для творчества, тем не менее Н. С. Барсамов много и плодотворно работал как художник. Диапазон его творческих устремлений был широк: он создавал портреты, пейзажи, тематические картины, интерьеры. И всё же главным жанром был натюрморт, именно с ним связаны самые выдающиеся его произведения. К этому жанру художник обращался с первых шагов в живописи и до последних дней жизни. Обладая прекрасным композиционным даром, мог писать один и тот же сюжет множество раз, привнося в каждую из работ иные оттенки чувств и создавая новые образы.

С середины 50-х годов большинство своих натюрмортов писал на открытом воздухе. Его любимым мотивом стали кисти спелого винограда. Работы в жанре интерьера, при всей их немногочисленности, являются одной из интересных страница в творчестве Барсамова. В них прекрасно передана та неповторимость атмосферы, которая царит в музейных залах и мастерских художников. Выразительны портретные произведения Барсамова. Его привлекали интересные лица, сложные характеры, он прекрасно раскрывал внутренний мир человека. Живя в Феодосии, художник не мог не работать в жанре пейзажа. Наиболее интересные из них связаны с послевоенной жизнью Феодосии и её восстановлению из руин.

Деятельность Н. С. Барсамова, взятая во всём её многообразии, определяла векторы развития художественных процессов Феодосии на протяжении восьми десятилетий 20-го века, влияние этого удивительного человека опосредованно сказывается в культурной жизни города и ныне.

Т. В. Гайдук

на верх страницы::назад к содержанию::на главную


Поиск по сайту


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.