| |
Индивидуальные экскурсии по Крыму :: путеводитель |
Экскурсия в Бахчисарай из Феодосии армянский монастырь Сурб-ХачУчасток маршрута №3: село Изюмовка – город Старый Крым – поворот на город Судак Продолжение, начало Возвышением город обязан своему выигрышному месту "бойкого перекрёстка" торговых путей, быстро разраставшейся торговле между Западной Европой и Азией. Торговля эта в значительной степени шла тогда через порты Крыма - Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак); и шли караваны из Кафы и Солдайи через Солхат - Старый Крым к Астрахани, а затем к золотоордынскому городу на Волге - Сарай-Бату, а оттуда в среднюю Азию и на Дальний Восток. В этот период город был опоясан высокой каменной стеной с башнями, был даже водопровод (причём двойной) из гончарных труб и азиатской системы подземных галерей (кяризов), которые местные жители долго принимали за подземные ходы. Пестрота населения сообщала городу экзотическую оживлённость: греки и аланы, болгары и половцы, потомки гуннов и хазар, итальянцы, татары и русские, валахи и черкесы, турки и армяне. Расцвет средневекового города Солхата был недолог. После распада Золотой Орды, в 15 веке образуется самостоятельное ханство. В 1427 году столицей ханства становится Бахчисарай. А Солхат стал постепенно терять значение крупного центра, и получает название Эски-Крым (старая крепость), теперь наполовину переведённое звучит, как Старый Крым. С 15 века весь полуостров стал называться Крымом. У главного входа в монастырь Сурб-Хач
В окрестностях Старого Крыма хорошо сохранился памятник армянской средневековой культуры монастырь Сурб-Хач. Армения и Крым. Казалось бы, сама природа старалась отдалить друг от друга эти две страны горными хребтами и морскими глубинами. Однако, народы, населявшие их, рано сумели преодолеть эти естественные преграды. Армяне появлялись в Крыму ещё в 11 веке. В основном переселение их в Крым начинается в 13 веке, в связи с опустошительными нашествиями на Армению турок – сельджуков и татаро-монголов. Здесь, в Крыму, нашли армяне приют и создали многолюдные поселения, обосновавшись, в основном, в Кафе (Феодосии), Солхате (Старом Крыму), Судаке, Карасубазаре и других местах. -- Свидетелями культурных многовековых связей Армении и Крыма являются сохранившиеся здесь памятники армянской культуры. Количество поселившихся в Крыму армян в 14 веке составляло, по некоторым данным, около полумиллиона. В начале 15 века две трети населения Кафы (т.е. 46 тысяч человек) было армянским. Поселившись в основном на юго-восточном побережье Крыма, армяне немало способствовали процветанию торговли и ремёсел таких городов как Кафа, Солхат и Судак. Ими было построено немало церквей, число которых, как сообщают письменные источники, в Кафе достигало 45. 200-300 армян строителей поставлялось ежегодно в Бахчисарай на строительство дворца. Немало ценнейших построек было воздвигнуто армянами в Солхате, Топлах, Салах, где мы будем проезжать. А где-то рядом со Старым Крымом, есть предположение, был большой армянский город. В 1475 году турки захватили Кафу и другие приморские города. Три века - последний период средневековой истории Старого Крыма, потерявшего значение торгового города. Международные торговые операции прекратились. Город нищал, разрушался и превратился, со временем, в деревню. 18 марта 1777 года один из полков генерал поручика А. В. Суворова навсегда изгнал турок из Старого Крыма. И без единого выстрела двинулся на Феодосию. Через шесть лет рескриптом императрицы Екатерины-II Крым был принят "под державу Всероссийскую". В маленький Эски-Крым снова вошёл суворовский полк. В том же году, указом Екатерины-II, городу было дано новое имя, Левкополь, что в переводе с греческого "белый город". Новое имя не привилось. В 1787 году Левкополь вошёл в Феодосийский уезд и стал называться по-прежнему - Старым Крымом. С годами Старый Крым приобщился к европейскому стилю жизни. Военные топографы выровняли улицы - и восточный город исчез!… Тихо, точно в замедленной киносъемке, тянется жизнь захолустного городка. Ленивое Солнце спит на красных черепичных крышах, а местные жители знают друг друга в лицо. Как ни удивительно, но именно в таких тихих и спокойных условиях рождаются удивительные сказания и легенды. Одна из них Легенда о мечети Мюск-Джами. назад
на верх страницы::Индивидуальные экскурсии по Крыму::Автобусные экскурсии по Крыму::на главную | |
|