Трудно переоценить значение юго-восточного побережья Крыма в древней и средневековой истории нашей Родины. Здесь, на юге, с глубокой древности перекрещивались многочисленные сухопутные и морские торгово-экономические и культурные связи местных племен и народов с населением многих стран.
Во II—I тысячелетиях до н. а. морскую гладь под утесами Кара-Дага и обрывами Эчки-Дага бороздили утлые рыбацкие суда мореплавателей эпохи бронзы, грозных киммерийцев, свободолюбивых и суровых тавров. Позже здесь неоднократно проходили парусные или гребные военные и торговые суда античных греков и средневековых иноземцев. С далеких времен вдоль этого побережья пролегал торговый путь между Европой и Азией.
Эчки-Даг - между двумя вершинами цветёт скумпия (фото ljplus.ru)
Хочется верить, что эти живописные берега помнят мифический корабль «Арго», на котором во второй половине II тысячелетия до н. э. Ясон в сопровождении Геракла, Тезея, других греческих героев и певца Орфея, но морю Негостеприимному (Понту Аксинскому) с его «блуждающими», «сталкивающимися скалами», следовал в Колхиду за золотым руном. Затем, где-то между X и VIII вв. до н. э., вдоль этих суровых берегов, повинуясь «кормилу и ветру», в печальную киммерийскую область, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков, путешествовали героя Гомера — Одиссей и его отважные спутники.
--
И уже наверняка удобные для пиратства заливы и бухты Кара-Дага с опаской огибали суда милетских мореходов, основателей античной Феодосии и Пантикапея — столицы Боспорского царства, выходцы из Теоса — основатели Фанагории (на месте нынешней станицы Сенная), переселенцы с острова Лесобана — основатели Гермонассы (ныне станица Тамань). Существует мнение, что в V в. до н. э. здесь пролегал маршрут греческого историка и географа Геродота, оставившего нам яркое описание Скифии. Где-то в этих местах, по словам Псевдо-Арриана, находилась покинутая ко II в. до и. э. скифо-таврская гавань.
Лето, Крым, Лисья бухта (фото photosight.ru)
Сложным политическим и бойким торговым регионом оставалась эта часть побережья Русского моря и в эпоху средневековья. Как повествует «Житие Стефана Сурожского», «прииде рать велика русская из Новгорода, князь Бравлин силен зело; плени от Корсуня (Херсонеса, — прим. авт.) в до Корча (Керчи, — прим. авт.), с многою силою прииде к Сурожу (Судаку, — прим. авт.)».
В XII—XIV вв. по каменистым горным дорогам приморской части юго-восточного Крыма тянулись торговые караваны русских купцов-сурожан. Караваны из тех самых скрипучих крытых телег, запряженных волами, о которых рассказывал Рубрук — посол Людвига Святого. Видели эти места и орды Ногая, который в 1299 г. опустошил и сжег города Сурож (Судак) и Кафу (Феодосия).