Феодосия: изменения феодосийской хорыИмеющиеся в нашем распоряжении материалы показывают, что жизнь Феодосии в то время едва теплилась [67]. В свою очередь, до неузнаваемости изменилась и ее хора. К началу новой эры ближайшие окрестности города окончательно опустели. Еще оставшееся здесь сельское население сконцентрировалось в основном на границах его дальней округи. По археологическим разведкам феодосийского музея известно большое (площадью до 8 га) городище, существовавшее на горе Сары-Кая с конца II века до н.э. по начало II века н.э. Оно имело внушительные укрепления, остатки которых до сих пор видны на уровне современной поверхности. В центре поселения, на скальной вершине, находился акрополь, опоясанный кольцом стен цитадели; относительно пологий и наиболее плотно застроенный восточный склон горы охватывался понизу земляным валом. Судя по найденным там материалам, быт жителей этого городища мало чем отличался от уклада жизни, свойственного обитателям усадеб Биюк-Янышар. Мы располагаем данными, которые позволяют составить некоторое представление об этническом облике его населения. В 1980 году у подножия горы Сары-Кая были исследованы несколько курганов, содержавших погребения рассматриваемого времени. [68] Невысокие их насыпи во всех случаях окружались каменными обкладками — кромлехами. В центре огороженных ими площадок размещались погребальные камеры. Некоторые из могил имели вид каменных ящиков, возведенных прямо на уровне древней поверхности и лишь слегка присыпанных поверху тонким слоем земли. Прочие конструкции заглублялись в грунт и покрывались массивными покровными плитами. Последние предусматривали возможность повторных захоронений. В одном таком склепе обнаружены 40 погребенных, причем последний из них был положен из-за недостатка места в самой камере на пол дромоса [69]. Особенности устройства этих могил, равно как и найденный инвентарь: браслеты, бусы, перстни, бронзовые зеркала, а также лепная посуда, пряслица, железные ножи и другая утварь — характеризуют похороненных здесь людей как смешанных в этническом отношении "варваров", в культуре которых продолжали сохраняться как скифские, так и таврские черты. Подобные захоронения практиковались на Керченском полуострове вплоть до первой четверти I века до н.э. — периода, соответствовавшего началу "Митридатовой эпохи" в истории Боспорского государства. [70] Внезапное исчезновение данного типа погребального обряда в последующее время возможно объяснить только серьезными демографическими изменениями в жизни боспорских сел, которые могли быть связаны с последствиями неудачного завершения восстания под руководством Савмака. Жители сельской округи Феодосии, сохранявшие присущее им этническое самосознание и самобытность на протяжении, по крайней мере, еще двух следующих столетий, очевидно, неоднократно пытались реализовать традиционную тягу к независимости, опираясь на поддержку скифов и, может быть, даже непосредственно участвовали в их вооруженных набегах на Боспор. Эти усилия, вероятно, не всегда пропадали даром. Есть основания полагать, что в последние годы правления Асандра или вскоре после его смерти собственно-боспорскими вновь стали считаться лишь земли, ограниченные Ак-Монайским перешейком. Так, во всяком случае, читается текст надписи на мраморной базе статуи, воздвигнутой в честь Аспурга, который управлял государством до 38 года н.э.: иерарх там назван царствующим "над всем Боспором, Феодосией, синдами, маитами, тарпитами, торетами, псесами и танаитами" и подчинившим "скифов и тавров". [71] Восстановленные города Боспора имели в начале новой эры совсем иной вид, чем прежде. В составе их населения значительно возросло количество выходцев из негреческой среды. Здесь нее шире укоренялись привычки и обычаи, свойственные быту местных племен. Данное обстоятельство создавало благоприятный фон для осуществления эффективной внешней политики по отношению к крымским "варварам". Со слов Страбона, в это время боспорские повелители "владеют" землями всего Крыма. [72] Положение Боспора особенно заметно укрепилось при Аспурге. Он и в самом деле удерживал под своим контролем значительные территории, находившиеся вне пределов Боспорского государства и формально ему не принадлежавшие. Вместе с тем, Боспор пребывал в состоянии сильной зависимости от Рима. Попытка сына Аспургда - Митридата VIII — ослабить эту зависимость привела к римско-боспорскому конфликту. Преданный собственным братом Нотисом, Митридат уступил тому власть в результате поражений, понесенных его сторонниками в серии прямых вооруженных стычек. Последняя схватка между ними происходила на азиатской стороне Боспора с участием сармат. Трудно сказать, что послужило тому причиной в действительности, но вскоре после этих событий какие-то представители их племен появились и в юго-восточном Крыму: в 1976 году археологическая экспедиция феодосийского музея исследовала близ села Льговское (Кировский район) курган, который содержал необычное для Крыма погребальное сооружение — склеп с наклоненными внутрь стенами. В конце I - начале II веков в него было сделано пять захоронений, выполненных с применением обряда аланов. [73] |