Средневековые генуэзцы в Крыму. Часть 18

20220115 balaklava sunlight

Говоря об итальянцах хочется показать итальянские вещи, итальянского производства. Это элементы археомайолики конца XIII – XIV века. Потому что мы говорим об итальянцах, то об испанских вещах, то о вещах, которые поступали с востока, а итальянских предметов немного. Скорее всего, свою продукцию они где-то оставляли на островах в Средиземном море или, может быть, в районе Греции, а к нам поступала та продукция... они же переходили от пункта к пункту... та, которая была предложена в том или ином пункте.

Есть археомайолика конца XIII – XIV столетия. Это кувшины. Они поступали к нам и чуть-чуть позже. Это уже XIV-XV век, но этой же группы. Есть очень интересная группа, которая расписывалась цветными марганцевыми красками. Это она такая находится в оригинале. У нас, к сожалению, такие вот небольшие фрагменты. Это практически всё, что можно выделить из итальянского производства. Чуть-чуть попозже вся эта майолика выпускалась Пизой. Это пизанская продукция. В том числе к нам поступала продукция из Пизы.  Позже в в XV веке. Такая симпатичная, с тюльпанами, уже с османским стилем.

Ещё позже с середины XV - начала XVI века кувшины в таком вот виде. Только не из Пизы, а из Эмилии Романии. То есть, из Флоренции. Район Флоренции. Из Эмилии Романии к нам поступали уже в конце XV - начале XVI века, в первой половине XVI века, такие красивые блюда. Очень интересная небольшая чашка. Была найдена на рубеже XV - XVI века. С рукопожатием. Рукопожатие, это символ брачный. Он изображается на кольцах католических того времени, западно-европейских, и на посуде. Был связан с особым брачным церемониалом, который официально утвердила католическая церковь только в конце XIII, в XIV столетии.

До этого как происходило бракосочетание в католической церкви? Оно было определено как-то вольно священниками? Каждый священник, видно, вёл по своему. Потом, на рубеже официально были изданы бумаги и к этому времени относится целый набор в Западной Европе. Кольца, кстати, поступали до Пскова и Новгорода, именно с рукопожатиями. Посуда с изображением рукопожатий. Такая вещь есть у нас рубежа XV-XVI  века. Это о том, что после османского завоевания итальянцы не ушли из Крыма. Они оставались присутствовать у нас здесь в Крыму.

Меняются торговые пути. Постепенно к XVI столетию складывается новая линия торговых путей. Она уже была не морская. Она уже была сухопутная. Шла через Львов и степь. Степной частью в строну Кафы. Кафа оставалась основным торговым центром-перераспределителем...

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "Средневековые купцы и мореходы: генуэзцы в Крыму". Лектор — Наталья Гинькут, историк, учёный секретарь Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес-Таврический" (г. Севастополь). Лекция прошла 27 сентября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O7ZOtnplu_k. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор Butko, лицензионные условия использования Public Domain, prooflink

Похожие материалы сайта: