|
В. И. Мухина автор скульптурных портретов деятелей науки и искусстваОсобая тема в творчестве В. Мухиной - портреты украинских деятелей науки и искусства портреты военных, выполненные скульптором во время и после воины. Портрет полковника Хижняка, потомка казацкого рода Кочубеев, сделан Мухиной в 1942 году. За него она была удостоена государственной премии. Созданный Мухиной образ как бы переносит нас на поле боя, вызывая ощущение сопричастности происходящему. Лицо Хижняка - это лицо человека, незнающего покоя. Мускулы сведены, излом густых бровей нервно напряжен. Энергичная пластика лица выявляет мужество воина. Грубоватые, резкие черты усилены волевой сосредоточенностью взгляда сурово смотрящих глаз. Яростная воля прорывается наружу. В портретах военного времени Мухина шла по пути конкретизации облика, подчеркивая значимость каждой отдельной личности, ее самоценность. И в то же время есть нечто общее в лицах людей - особенно первых лет войны, некая печать предначертанности. Именно эти люди, благодаря своей силе и мужеству, приняли на себя первые, самые страшные, удары войны. Немало испытаний выпало на долю хирурга Н. П. Бурденко. Его портрет, сделанный Мухиной в 1943 году, был задуман и решен совсем в другом психологическом ключе, чем портрет Хижняка. В нем нет яркой характеристики внешнего облика. Это сложный в своей противорчивости, психологической разносторонности образ, сродни рембрандтовским портретам-биографиям. Мухина сумела не только глубоко прочувствовать и передать внутреннюю энергию и огромную силу воли этого смертельно усталого человека, но и смогла через его состояние показать атмосферу тех трагических дней войны. Смогла в одном портрете запечатлеть всю жизнь человека, всю его историю. Николай Павлович Бурденко - всемирно известный ученый, профессор, врач. С начала Отечественной войны -главный хирург Армии. За плечами - нелегкий груз прожитой жизни. На момент создания портрета хирургу было 66 лет, он был тяжело болен. В сидящем напротив человеке сквозь суровость, резкость и неприветливость Мухина смогла разглядеть большой масштаб личности: мощный интеллект, гордый дух, неприступность человека, углубленного в свои мысли, подлинную гуманность и в то же время горечь врача, спасшего сотни жизней, но бессильного удержать свою - вылечить себя, обреченного, доживающего последние годы. Сложность характеристики привела Мухину к необходимости поиска нового пластического решения образа. Здесь не годилась привычная обобщенная лепка формы, и она прибегла к более живописному пластическому приему. Она использовала порывистый, будто бы эскизный мазок, не приглаженный и не уплотненный. Поверхность лица изрыта бороздами морщин, в результате чего появилась вибрация светотени, изменчивость выражения, будто происходящая на наших глазах. Передача подвижности, духовности, жизни в портрете стала удачей Мухиной. Она сделала большой шаг вперед как портретист-психолог. Этот портрет стал одним из самых любимых произведений скульптора. -- После войны, в 1946 году, Мухина работает над портретом известного украинского кинорежиссера А. П. Довженко, (слепок бюста - в экспозиции второго зала музея). С Александром Петровичем она познакомилась во время совместной работы на заседаниях Комитета по государственным премиям. Его душевный склад был ей близок, завязалась дружба. И того, и другого интересовали темы, связанные с новыми направлениями в искусстве. В тяжелое для режиссера время после сценария "Украина в огне" их дружба окрепла еще больше. Довженко был в немилости у властей, в это время не все знакомые решались с ним даже здороваться. У Мухиной же он был желанным гостем. Именно в это время она начала лепить его портрет. После портретных сеансов в мастерской они подолгу засиживались, обсуждая новые произведения, появившиеся в разных сферах искусства. В портрете кинорежиссера Мухина раскрыла тему творческой личности, преодолевающей условности своего времени. Она разгадала в нем "настоящего романтика", одержимого любовью к большим образам. Она увидела его взволнованным, яростным, решительным. Он из тех, кто всегда на ветру времени. Так родился образ. В портрете сохранены индивидуальные черты, внешнее сходство не принесено в жертву экспрессии. В профиль лицо режиссера выражает глубокую сосредоточенность мысли и чувства. Анфас же душевное напряжение, кажется, достигает предельной для человека силы. Все мышцы лица сведены. Твердо сжаты губы, напряжены желваки скул. Несмотря на предельную выразительность портрета опального кинорежиссера, он долгое время не был допущен к показам. После смерти А. П. Довженко бюст работы Мухиной был установлен на его могиле на Новодевичьем кладбище. Великолепные портреты Хижняка, Бурденко, Довженко стали значительным вкладом скульптора в мировую художественную культуру. Даже если бы Мухина выполнила только один из этих портретов, можно было бы с уверенностью сказать, что как портретист она себя реализовала. Но ее мощный творческий потенциал скульптора-монументалиста на украинской земле реализован не был. на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную |
|
|