|
Талантливый скульптор В. И. Мухина |
|
Портреты. "Лицо человека есть лицо истории" - писала Мухина. Эту мысль она подтвердила не раз своим творчеством, создав целую галерею портретов - ярких, запоминающихся. В основном она изображала людей творческих специальностей, родных. В каждом портрете найден свой пластический ход, позволяющий выявлять характерное.
Фотографии некоторых работ представлены на стенде музея. Среди них - портрет доктора международного права Котляревского, лицо которого одновременно и отталкивает, и притягивает взгляд зрителя своей необычностью.
Мухина дает индивидуальную характеристику модели, ищет "изюминку" - источник сугубо личного обояния человека. Еще один портрет на стенде - брата мужа Мухиной - архитектора С. Замкова (1934). Здесь воплощен образ человека волевого, спокойного и сильного.
С особой нежностью выполнены портреты мужа и сына (1934). Муж изображен после выпавших на его долю испытаний, после ареста и ссылки 1930-го года. В его лице подчеркнута внутренняя энергия и огромная сила воли. В 1935 г. Мухина делает надгробие сыну А. М. Горького Максиму. Это один из лучших памятников на Новодевичьем кладбище.
В годы второй мировой войны портреты Мухиной становятся лаконичней и строже. Здесь в каждом облике отразились боль и мужество всего народа, отразились судьбы. Каждый такой портрет - это страница суровой летописи. О войне он может рассказать не меньше, чем созданные впоследствии мемориальные ансамбли.
"Ликом войны" называли израненную голову полковника Юсупова (1942). Лицо воина сдержанно, единственный глаз смотрит грустно, но спокойно. Этот портрет из тех, что таят в себе вечную загадку искусства: почему некрасивые, измученные, опаленные войной лица воинов кажутся прекрасными?
Декоративная скульптура. В витрине первого зала выставлены восковые и гипсовые эскизы аллегорических композиций В. Мухиной "Море" (1939), "Земля" (1939), "Плодородие" (1939). Они предназначались для скульптурного оформления нового Москворецкого моста, но при жизни скульптора не были установлены. Можно лишь догадываться, какое пластическое богатство могло быть в них развернуто самой Верой Игнатьевной. Из этой серии ей удалось увеличить лишь одну группу - "Хлеб" (1939) - одно из лучших ее произведений.
От идеи установки скульптур на Москворецком мосту Мухина отказалась сама. Считала, реалистическая скульптура будет "спорить" с декоративными куполами храма Василия Блаженного и башнями Кремля, на фоне которых ее планировали установить. Лишь после смерти скульптора по ее эскизам ученики создали композиции "Дары воды", "Дары земли", "Плодородие", в которых акценты были смещены на сами "дары". Скульптуры установлены в Лужниках и Парке Дружбы. В экспозиции музея копии этих работ.
Скульптура из стекла. Еще одна сфера деятельности Веры Игнатьевны - художественное стекло (витрина и стенд в центре музейного зала). По ее инициативе и ее заботами эта забытая отрасль была возрождена. Мухина возглавляла художественное руководство на Ленинградском экспериментальном стекольном заводе, а научное руководство было возложено на профессора Н. Н. Качалова. В. Мухина много экспериментировала с новым для нее материалом, часами простаивая у раскаленных печей. Большое внимание уделяла цветовой палитре. В результате художник мог заказать практически любой нужный ему цвет, палитра составляла свыше 800 цветов и оттенков.
Много времени Мухина уделяла разработке технологии литья стеклянной скульптуры. Из этого материала она выполнила произведение "Сидящая" (1913-1947). Оно было сделано по старому, еще парижскому гипсовому эскизу балерины. В новом материале эскиз приобрел второе рождение. Фигура обнаженной девушки превратилась в нечто драгоценное, старинное (фотография на стенде).
--
Еще более Мухина ждала рождения в стекле "Девушки с вазой". Это была совершенно новая, дерзкая идея Веры Игнатьевны - создание полостной скульптуры. Фигура создавалась воздухом и была заключена в прозрачное стекло. К сожалению, технологически сложная идея полостной скульптуры еще при жизни Мухиной была опошлена, использовалась для изготовления "вещей мещанского вкуса - маленьких мерзких медвежат в стеклянном кубе"- писала скульптор.
В 1943 году в СССР была изготовлена посудомоечная машина. Возникла необходимость создания особо прочного бокала. Мухина разработала форму граненого стакана и пивной кружки. Был изобретен способ нанесения граней на стекло, куда для прочности добавлялся свинец. Эта модель посудомоечной машины просуществовала недолго. А вот всем известный стакан стал одним из символов Советского государства.
В коллекции феодосийского музея художественное стекло В. И. Мухиной представлено красной полосатой вазой для цветов, зеленым фигурным бокалом и пепельницей с горельефом рыбы.
на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную
Поиск по сайту |
|