|
Ранние произведения Веры Мухиной
В Москве Мухина окончила 2-х месячные курсы медсестер, работала в госпитале. Работала бесплатно, 12 штатных медсестер и она 13-я: пошла работать ради идеи и брать деньги не хотела. Параллельно работала над скульптурой. В 1915 году начала делать "Пьетту", навеянную военными событиями. Тема - плач Богоматери над телом Христа. Богоматерь изображена в косынке сестры милосердия. В этой работе чувствуется влияние кубистов, стремление работать в духе времени. Работа не сохранилась. С 1916 года начинается театральный период деятельности Мухиной. Она работает помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре. Проектирует декорации, костюмы к спектаклям. Это "Роза и крест" по А.Блоку, "Ужин шуток" Бенелли, "Электра" Софокла. Эскизы ее театральных костюмов представлены в витрине. В них она шла не по пути привычной стилизации, а передавала именно стиль эпохи, ее обобщенный образ. Революцию Мухина встретила в госпитале, и ее приход поначалу не осознала. Неделю не выходили из госпиталя, их завалили ранеными. Рядом было Александровское юнкерское училище, несли и юнкеров, и большевиков, и анархистов. Мухина принимала раненых, приходилось сортировать, иначе-драка. Параллельно смене власти происходят перемены и в личной жизни скульптора. В госпитале она познакомилась с врачом Алексеем Замковым, в 1918 году они обвенчались. Мухина никогда не пожалела о своем выборе, преданно любила Замкова всю жизнь. В 1918-ом она лепит портрет мужа. "Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости".. В 1920-м родился сын - Всеволод. Но через 4 года еще одно испытание постигло семью. Мальчик упал с железнодорожной насыпи, травма вызвала костный туберкулез. Врачи вынесли приговор: безнадежен. Замков решился на сложнейшую операцию. Оперировал дома, на обеденном столе. Мухина ассистировала. Сына спасли. Но на полтора года - гипс, еще на три - костыли. Все это время Вера Игнатьевна не прекращала работать. В 1920-м году совместно с театральным декоратором Александрой Экстер и модельером Н. П. Ламановой она создала коллекцию элегантной одежды из солдатского сукна и холста. Шляпы и пояса делали из рогожи, красили и отделывали горохом. В основу коллекции был положен традиционный покрой русского и украинского народного костюма. За нее Мухина и Ломанова получили первое Гран-При в Париже. В 1925 году из ствола липы Мухина вырезала 2-х метровую скульптуру "Юлия", в которой подчеркнула винтообразное движение. Мотив движения, сопротивления проходит через все творчество скульптора. Пример тому - "Женский торс" (1927), "Ветер" (1926) - фигурки, пытающиеся противостоять мощному порыву ветра. -- Противоположна названным - скульптура "Крестьянка" (1927). Здесь движение, готовность к действию скульптор уводит вовнутрь, сочетая с внешним спокойствием. На вернисаже юбилейной выставки-конкурса "10 лет Октября" эта работа сразу обратила на себя внимание. "Крестьянка" стала первым несомненным успехом Мухиной. Скульптуру взяли в Третьяковскую галерею. Правда, этот успех не дал больших денег: статую купили за 1000 рублей, а формовка и отливка ее из бронзы обошлись автору дороже. Но зато вместе с премией Мухина получила заграничную командировку. На этом история "Крестьянки" не закончилась. Дальнейшая судьба этого произведения уже не зависела от его создателя. Оно выставлялось на ХIХ международной выставке в Венеции, где стало "гвоздем" Советского павильона, как писали в прессе. Владелец частного музея города Триеста загорелся желанием приобрести статую. Возник вопрос: за сколько? Она была застрахована в 1000 рублей золотом, за эти деньги и продали. В 1946 г. "Крестьянка" поступает в Ватиканский музей в Риме - в одно из богатейших собраний шедевров искусства. А взамен проданной статуи сделали второй бронзовый отлив и установили в Третьяковской галерее.. на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную |
|
|