|
Становление мастерства Веры Мухиной |
| |
По фотографиям и информации на стендах музея, по экспонатам в витринах можно проследить весь жизненный путь Веры Мухиной. 1904-й год принес перемены: умер отец, и сестры вынуждены были переехать к опекунам в Курск. Здесь Вера продолжила брать уроки живописи, здесь первый раз написала портрет своей горничной Анюты. Гимназию Мухина закончила с золотой медалью, и в 1908 г. уехала в Москву для дальнейшего обучения.
В Москве она поступила в студию К.Юона. Учитель был строг, требовал железной дисциплины, анатомически точного рисунка. К этому времени относятся зарисовки обнаженных натурщиц (фото на стендах).
В студии Вера знакомится с художницей Любовью Поповой, которая первой начала ей раскрывать сущность искусства. "До сих пор я передавала только то, что видела. Но если художник передает то, что видит, он натуралист. Надо передавать то, что чувствуешь и знаешь... Попова сыграла большую роль в моем развитии" (В. Мухина. Автобиография, Каталог. ГТГ, 1989, с.59).
Учась рисунку и живописи, девушка почувствовала, что ее тянет работать с объемной формой. Стала мечтать о скульптуре. Начала ходить в студию Нины Синицыной. За небольшую плату Синицына предоставляла станок, глину и возможность лепить, но, сама будучи художником-любителем, лепить не учила. Не прерывая занятий скульптурой, в 1911-ом году Вера перешла в студию Ильи Машкова. Посмотрев рисунки, он сказал: "вы не смотрите на вещи в целом... Не смотрите на детали, берите главное. Это самое ценное, что дал мне Машков" - пишет Мухина.
--
В конце 1911 г. На Рождество девушка поехала к родственникам в Смоленскую губернию. Там произошло несчастье: каталась на санях и налетела на ствол дерева. Удар пришелся на лицо. Эта катастрофа, чуть не стоившая жизни, имела неожиданно благоприятные последствия. Опекуны, считавшие, что их воспитанница обижена судьбой, готовы были выполнить любое желание. "Я заявила: хочу ехать в Париж учиться. Раньше ни за что бы не пустили одну. Теперь пустили".
Вера занимается в Академии "Гран-Шомьер" (большая хижина) у Эмиля Бурделя, ученика Родена. Учитель приходил раз в неделю - в "судный день" - по пятницам, давал указания. К этому периоду относятся первые скульптурные портреты Мухиной - портреты соотечественников, с которыми она делила пансион. И если портрет Изы Бурмейстер еще по-учебному "суховат", то уже следующие - Бориса Терновца и Александра Вертепова - характерны и лиричны. К сожалению, они не сохранились и известны лишь по фотографиям, (на стенде). Под влиянием Бурделя Мухина сформировалась как скульптор.
Но не только скульптурные поиски интересовали художницу. Она попала в Париж в расцвет "левого" искусства. "В Париже у меня было раздвоение, - пишет она, - я работала у Бурделя, где была реалистическая школа, и вдруг пошла рисовать в кубистическую школу Фоконье... Но кубисты уходят от самого дорогого - образа. Я помучилась, кое-что поняла и бросила" (В. Мухина. Автобиография. Каталог, ГТГ, 1989, с.59). В Париже она часто заходит в музей китайского искусства, в Лувр - особенно в залы Египта и Индии. В искусстве Востока ее прельщает массив формы.
Летом 1914 года из Парижа Мухина совершила путешествие по Италии, познакомилась с искусством Ренессанса. Любимым до конца жизни скульптором стал Микельанджело. "Он - мое божество. Я люблю мужественное искусство. Микельанджело сам творит, как Бог-отец". В июле 1914-го через Австрию вернулась на Родину. Через две недели началась война.
на верх страницы::Феодосия музеи::Феодосия город::на главную
Поиск по сайту |
|