Экскурсия в Ялту и Алупку из Феодосии
облагороженная природа ливадийского парка
Участок маршрута №15: вокруг Ливадийского дворца
Продолжение, начало
Парк Ливадии занимает 40 гектаров. Он закладывался в 30-40-х годах 19-го столетия известным садоводом Делингером. Он сумел, используя довольно сложный рельеф участка и местную крымскую растительность, создать один из лучших парков Южнобережья. По характеру планировки он относится к типу пейзажных или ландшафтных парков. Этот стиль был особенно распространён в русском паркостроении конца 18 века – начала 19 века.
В основе таких паков лежит обычно естественная природа, облагороженная по замыслу садовника, включением живописно скомпонованных групп различных растений. Дорожки и тропинки прокладываются с таким расчётом, чтобы с каждого их поворота открывались всё новые и новые виды. Существенным дополнением таких парков являются водоёмы – тихие пруды или озёра, или же каскады, журчащие в каменистых оврагах. Через беседку, увитую виноградом, можно пройти к свитским корпусам, где вдоль дорожки идёт партер с невысокими подстриженными кустами лавра, буксуса, лавровишни и туи. Подпорные стены, укрепляющие площадки, на которых стоят здания, декорированые вьющимися растениями, в основном глицинией и текомой.
Пергола, фото somethings.narod.ru
У юго-восточного угла дворца начинается тенистый зелёный тоннель – пергола протяжённостью 80 метров. Её металлический каркас сплошь увит розами, глицинией, виноградом и уводит вниз, к площадке с мраморным фонтаном в центре. В западном направлении парк постепенно переходит в лесопарк.
Последние владельцы Ливадии очень заботились о парке. В канун империалистической войны отдаюдся распоряжения о новых посадках роз, лилий, ирисов, хотя Ливадия и так утопала в цветах. Более того, даже после Февральской революции Романовы всё ещё думали о цветочках, а сам Николай-II собирался в своей любимой Ливадии заняться разведением роз. Но грянул Великий Октябрь. Революция смела царский трон, власть помещиков и буржуазии.
--
Если по окончании осмотра дворца сложить на весы общей оценки все его архитектурные достоинства и недостатки, то на долю последних падёт значительный перевес. Есть удачные детали и среди них прежде всего итальянский дворик. Дворец хорошо смотрится с моря, с юго-восточной стороны. Он превосходно облицован плитами известняка, покрытого флюатами. В его отделке применены дорогостоящие материалы – мрамор, майолика, ценные породы дерева. Архитектурные детали – резьба по камню, решётки и другое – выполнены мастерски.
Однако в архитектуре здания очень много показного, выполненного по требованию царя, идущего вразрез с основными законами архитектуры. Отсюда понятным становится, почему царь, который мог воспользоваться услугами светил, приглашает ничем не примечательного рядового провинциального архитектора. Краснова, помимо несомненной одарённости, отличали ещё два качества, он был верноподдан и сговорчив. Видимо, это и определило выбор царя, который, конечно, предварительно навёл справки.
Со знаменитостью иметь дело куда хлопотливей. Талант имеет свой угол зрения и своё мнение. В своё время Екатерине-II пришлось отстранить Баженова В. И. От строительства дворца в Царицыне (под Москвой). Краснов задумал дворец в стиле итальянского Возрождения. Его одёргивали, сбивали на архитектурное хвастовство, которое считали комплиментом своему вкусу, давали нелепые советы, он не прекословил, послушно нагружал, усложнял, разрушал гармонию.
Ливадия – один из лучших курортов Крыма.