Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей ДревностейФеодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Погрузка хлеба на французский пароход
Погрузка хлеба на французский пароход

Отход пассажирского парохода
Отход пассажирского парохода

Городские купальни
Городские купальни

Купальни "Доброго приюта"
Купальни "Доброго приюта"

Кинотеатр "Спартак"
Кинотеатр "Спартак"

 

 

  Выставка старых открыток Феодосии
Старые открытки Ю. В. Коломийченко
Феодосия на старых открытках
Расцвет города на старых открытках
  Достопримечательности Феодосии
Виды Феодосии на старых открытках
Набережная на старых открытках
Торговый порт на старых открытках

Феодосийский порт на старых открытках

На старых феодосийских открытках часто изображались купальни. Их в городе было несколько. Принадлежали они как частным лицам, так и городу. Все купальни, как правило, представляли собой деревянные постройки на сваях, установленные над водой. Из отдельных - кабинок имелись спуски в воду. В купальни с берега можно было попасть по деревянным мосткам.

Большие, отлично оборудованные городские купальни находились напротив Екатерининского проспекта (район современного цветомузыкального фонтана). Попасть к ним можно было по деревянному мостику, тянувшемуся вдоль забора-ограды железной дороги. Мостик этот носил романтическое название "Мостик вздохов". По преданию, на этом мостике любили встречаться влюбленные парочки.

На одной из открыток, изданных в Лейпциге во время германской оккупации Крыма в 1918 г., встречается название "Мостик поцелуев". Изображен на открытке деревянный свайный пирс. Городские купальни служили феодосийцам и в довоенное время. Старожилы города еще помнят остатки деревянных свай этих купален.

Основным источником жизни города Феодосии все-таки был морской порт. И не случайно, что морскому порту, его работе посвящено довольно много открыток, в том числе и цветных. На открытках - общие виды порта, Широкий мол и волнорез, пристани Русского Общества Пароходства и Торговли, пристань российского Общества, погрузка хлеба на пароходы.

Отдельные открытки сохранили нам облик маяка на волнорезе, разрушенного в годы Великой Отечественной войны; вид метеорологической станции. Показаны портовые набережные, портовая территория с подъездными железнодорожными путями, ангарами, огромным хлебным элеватором. В экспозиции имеются две открытки, посвященные феодосийскому яхт-клубу.

Основная торговая деятельность порта состояла в экспорте хлеба, зерновых, масленичных семян и жмыхов. Наряду с Одессой, Николаевым, Новороссийском и Херсоном Феодосия входила в пятерку наиболее значимых пунктов вывоза хлеба; на долю этих пяти портов в 1905 г. пришлось около 94% всего черноморского хлебного экспорта.

В 1911 г. из феодосийского порта было вывезено 25 млн. пудов зерна, в 1912 г. - 14 млн.пудов. Крупным центром хлебного экспорта феодосийский порт являлся и в 20-е - 30-е гг. XX в. В начале XX в. через Феодосию началась перевалка каспийской нефти, которую осуществляли фирмы Нобель, Манташев и др.

Однако, деятельность феодосийского порта не ограничивалась лишь внешней торговлей. Через порт Феодосии осуществлялось каботажное судоходство. Неразрывно порт был связан с карантином. Карантин в Феодосии - о котором говорилось выше - был создан вскоре после присоединения Крыма к Российской империи. С течением времени статус феодосийского карантина изменялся. С 1897 г. здесь был учрежден центральный карантин для всех судов, приходящих в Черное море из стран, неблагополучных по заразным болезням, по преимуществу чуме и холере. В конце ХIХ - начале XX в. через Феодосию из Мекки ежегодно возвращалось в Россию от 12 до 15 тысяч паломников-мусульман.

Портовые сооружения в Феодосии выдвинуты в море, почти вся портовая территория насыпная. Вход с рейда в порт, открытый на север, не представляет затруднений ни при каких ветрах. Вход в порт был обозначен маяком на окончании защитного мола и парными портовыми огнями на голове Широкого мола. При постройке порта его акватория была искусственно углублена до 7,30 м (землечерпальные работы окончены в 1895). Глубина удобного для якорной стоянки рейда - 17-20 м. Пространство между железнодорожным вокзалом и причалами порта занимали железнодорожные пути. В последствии на этом месте была устроена набережная Десантников.

Побывав на выставке "Взгляд в прошлое. Феодосия на старых открытка из коллекции Ю. Ф. Коломийченко", посетители музея как бы окунаются в прошлое, видят Феодосию глазами человека конца XIX - начала XX века, знакомятся с неповторимым и, уже во многом утраченным, архитектурным обликом периода экономического и культурного расцвета города.

 

Метеорологическая станция в порту
Метеорологическая станция в порту

Феодосийская набережная в начале 20-го века
Феодосийская набережная в начале 20-го века

Феодосийский яхт-клуб
Феодосийский яхт-клуб

Суда у южной набережной Феодосии
Суда у южной набережной Феодосии

Маяк на волнорезе феодосийского порта
Маяк на волнорезе феодосийского порта

 



Вернуться на главную страницу сайта "Киммерия"

© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.