Индивидуальные экскурсии по Крыму :: путеводитель |
Экскурсия в Бахчисарай из Феодосии дорожное строительство в горах КрымаУчасток маршрута №6: село Радостное – село Богатое. Что можно увидеть: инженерно-дорожные сооружения.
Дороги, дороги… Установлено, что колёсные дороги существовали на территории нашей страны уже во 2 тысячелетии до н.э. Но то было на равнине, а здесь крутизна, ущелья, леса. И неизвестно, когда вьючная тропа, пробиравшаяся по горам юго-восточного Крыма, сменилась колеёй. Не сохранилось сведений о том, где проходила эта древняя дорога. Документы 18 века свидетельствуют, что ко времени присоединения Крыма к Российской империи их было две: одна пролегла к северу (вправа по ходу движения) – за Бурундукским хребтом, а другая здесь. Когда готовилась помпезная компания поездки Екатерины – II в «южные страны» (читай в Крым), правительство Таврической области приняло решение благоустроить северную, более равнинную дорогу. Таким образом, более чем на 100 лет определилась её главенствующая роль. Южная же, была заброшена, и только в 1897 году в газете «Салгир» появилось сообщение: «В будущем году, как мы слышали, полагается продолжение шоссе от Карасубазара (нынешнее название Белогорск, прим. ред.) до Старого Крыма по горному направлению…». Каптированный родник Без-Байлян ("повяжи платок", кр.-тат.) в селе Радостное (фото travel.org.ua)
Упомянутое строительство полностью не закончено и сейчас. Некоторые данные о теперешнем шоссе. Покрытие его асфальтовое. Постоянно проводятся работы по спрямлению поворотов, уменьшению крутизны подъёма. Вы уже не раз замечали по сторонам куски старого шоссе, срезанные теперь новым полотном дороги. «Дорога причудливо вьётся, живописные серпантины поворотов», - восхищаются под час люди, однако ради безопасности движения необходимо по мере возможности избавляться от подобной живописности. Асфальтобетон для строительства дорог вырабатывают на небольших заводах в районах. Там смешивают щебень и битум, нагревают до 1600, и горячая масса отправляется к месту строительства, где её настилают на щебёночное основание. Технология простая, проще, кажется, и не придумаешь, но, чтобы прийти к ней, потребовались десятилетия поисков. -- Страницы старого журнала сохранили сведения о том, как в 1908 году в Ялте был предпринят один из первых в Российской империи опытов по пропитке шоссе от пыли: ждали приезда царя и хотели блеснуть новинкой. Однако гудрон не желал сцепляться со щебнем, и после дождя дорога превратилась в чёрное жидкое месиво. Можно себе представить, как выглядел бы царский экипаж, проехав по ней. Градоначальник, грозя строителям в течение 24 часов выселить их из Ялты, велел немедленно очистить покрытие. Последующие опыты по гудронированию, проводимые в дореволюционные годы, тоже не дали положительных результатов. В 1925 году, снова в Крыму, эти работы были возобновлены. Испытывали разные составы, определяли оптимальную температуру смеси, и всё это проделывалось кустарными способами. Лабораторией служила обычная кухня, состав наносился на полотно дороги с помощью садовых леек. Тем не менее, эти опыты, проводившиеся под руководством инженера В. Д. Зинюхина, дали положительный результат, и в 1927 году в Крыму началось широкое строительство гудронированных дорог. назад
на верх страницы::Индивидуальные экскурсии по Крыму::Автобусные экскурсии по Крыму::на главную |