Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Литературная критика - Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

4. Послесловие

Алые паруса закатаБезусловно, тема репрезентации Грина в современном пост-советском обществе достойна отдельного исследования. Эта тема представляется особенно перспективной в свете новых явлений, происходящих в современной пост-советской культуре – неувядающая популярность Грина опять становится массовым явлением.

Вероятно, сейчас можно говорить о существовании феномена Грина не только в советской, но и в пост-советской популярной культуре – причем исследование этого феномена невозможно без осознания и анализа исторических корней «культа Грина» советской эпохи.

Однако нашей главной целью здесь было уяснить, насколько старые стереотипы, сформированные советской идеологической системой, влияют на современное изображение жизни и творчества Грина.

Результаты исследования некоторых, наиболее характерных аспектов современной репрезентации, свидетельствуют о том, что советская «модель Грина» до сих пор влияет на восприятие творчества писателя.

Современная культура продолжает либо дословно цитировать советские мифы – как в случае со статьями Вихрова и Паустовского на сайте «Гринландия» – так и использовать те же доводы, что и советская критика, интерпретируя их, так сказать, в «зазеркальном» варианте (то есть делая противоположные выводы). Авторов и читателей по-прежнему волнуют те же вопросы, что становились в центре внимания советской идеологии – отношение Грина к революции, проблема его жанровой ориентации, значения Алых парусов в его творчестве, и, конечно, феномен литературного пространства Гринландии.

-return_links(); ?>-

Утопический мир Гринландии опять оказался в центре внимания массовой культуры. На новом витке развития общества очевидные (с точки зрения советской идеологии) «пороки» гриновской прозы стали ее достоинствами. То, что привело к конфликту культурных парадигм в сталинское время, способствует теперь интеграции Грина в современную пост-советскую культуру. На данном этапе пространство Гринландии идентифицируется с утопическим пространством капиталистического общества, которое с падением СССР не только перестало быть запретным плодом, но стало в некоторой степени образцом и недостижимым идеалом пост-советского общества.

Таким образом, совершается возврат к социальной трактовке гриновских произведений. Острецов в романе Все золото мира или Отпуск в Зурбагане, используя декорации гриновской страны для конструкции воображаемого капиталистического рая, подсознательно использует тот же прием, что и советские критики: он придает творчеству Грина (пусть неосознанно, посредством собственного творчества) социальный подтекст. Отпуск в Зурбагане предстает своеобразным зеркальным отражением советской идеологической репрезентации Грина и, одновременно, слепком культурно-социальных стереотипов советского и пост-советского общества.

Реабилитация гриновских произведений в 1956 году стала одновременно радостным и роковым событием, определив судьбу творческого наследия писателя. Породив массовый культ, гриновские произведения прочно вошли в советскую культуру, став знаком и атрибутом советской общественно-идеологической системы. Несмотря на попытки отдельных современных исследователей рассматривать творчество Грина в отрыве от глобальной идеологической «модели Грина», сформированной в шестидесятые годы, массовая культура по-прежнему склонна рассматривать Грина в рамках советского стереотипа.

По-видимому, должен пройти не один десяток лет, чтобы изменить представление массового читателя и зрителя о Грине. Данная работа – один из первых шагов на пути к тому, чтобы осознать разницу между «Грином» и «тем самым Грином» и восстановить, насколько это возможно, процесс формирования мифа о Грине и его интерпретацию в СССР.

на верх страницык содержанию - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.