Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
к содержанию

Ю. А. Царькова (Москва)
От "Красных парусов" к "Блистающему миру"
реконструкция замысла первого романа А. Грина
начало::02::03::окончание

Вымышленный портрет АссольПопытки реконструкции замысла первого романа А. Грина до сих пор не предпринимались исследователями. Вероятно, это связано с особенностями черновиков пистеля. Черновики Грина чаще всего представляют собой не последовательную работу над сюжетом, не правку как таковую, а отдельные основательно прописанные и проработанные сюжетные линии, однако при детальной работе с черновикаии такая работа становится возможной.

Для реконструкции было использовано 10 единиц хранения архива Грина в РГАЛИ, две из них содержат запии непосредственно к роману "Блистающий мир" [1]; пять - представляют собой "сборные" записи, среди которых находятся и записи к "Блистающему миру" [2]; одна - черновик недописанного романа "Алголь" [3] (Грин перестаёт делать к нему записи перед тем, как начать основную работу над "Блистающим миром" [4]); ещё две имеют архивное заглавие - "Алые паруса" [5] (в одной из них содержатся записи писателя к феерии "Алые паруса", в другой - черновые наброски к роману "Красные паруса"). Большая часть записй носит разрозненный характер и практически не поддаётся точной датировке. Однако с помощью сравнительного анализа вариантов, сюжетных линий, характеров героев, а также благодаря "соседствующим" записям становится возможной реконструкция замысла писателя.

Замысел создания крупного эпического произведения впервые возник у Грина ещё до 1917 года: об этом можно судить по плану, озаглавленному "Красные паруса", и отрывку "Сочинительство всегда было внешней моей профессией...", который является разработкой этого плана. Н. Н. Грин датирует "Сочинительство..." 1917-1918 годами и называет его "одним из первых вариантов "Алых парусов" [6], однако есть основания утверждать, что этот отрывок был частью совсем другого произведения. Большая часть сохранившегося текста "Сочинительства..." опубликована: в 1960 году в журнале "Советская Украина" (№8) она была напечатана под заголовком "Размышления над "Алыми парусами", а затем, в 1965 году, вошла в состав третьего тома Собрания сочинений Грина [7] в видетприложения "Сочинительство всегда было внешней моей профессией".

И в том и в другом случае публикация архивных материалов была неполной, причём в комментариях неполнота не оговаривалась. Правда, в публикации в «Советской Украине» есть небольшое примечание Н. Н. Грин, из которого следует, что текст имеет продолжение: «Затем шло описание жилья Мас-Туэля, его возвращения домой. Он - летающий человек, прообраз будущего Друда из «Блистающего мира»». Однако Н. Н. Грин не упомянула о записях, посвященных детству Мас-Туэля и обретению и VI таинственного дара полета - а также о содержащихся здесь же описаниях послереволюционного Петрограда.

Отрывку «Сочинительство...«предшествует развернутый план, которому Грин дал заглание «Красные паруса» [8]. Об этом тексте исследователи ранее не упоминали - видимо, потому, что план этот, по непонятным причинам, находится в папке с рукописью практически завершенного и широко известного текста феерии «Алые паруса».

-return_links(); ?>-

В соответствии с планом, Грин собирался написать роман в двух частях, причем главным его героем должен был быть писатель. Грин пытался сосредоточить повествование на внутреннем состоянии творческой личности. Испытывая ощущение одиночества, герой находит выход соединении с действительностью «единственно доступным путем - творчества».

В некоторых записях можно видеть отражение состояний, испытанных самим автором: «Обрывки рукописей. Временное бессилие. Боязнь слова», - о подобных коллизиях в жизни Грина говорит в своих воспоминаниях жена писателя. Тут же Грин упоминает о некоем «толчке» к творчеству. Целью романа была попытка показать зарождение замысла художественного произведения, воссоздать историю работы писателя над текстом. Намечалась в романе и любовная линия: в плане обозначены эпизоды ожидания возлюбленной и свидания с ней.

Основной темой второй части должен был стать особый дар зрения, присущий художнику: «<Уменье> и наслажденье смотреть»; «зрительные ассоциации» помогают писателю разгадать тайны сюжетных ситуаций, которые он не мог разрешить. В плане второй части упоминает и имя Ассоль, однако, по деланной записи: «Возвращение домой и - <три> (в стране грез) — до того места, где Ассоль овладевает мыслями Воланстена» - нельзя точно определить, какую роль отводил ей в романе писатель [9].

Отрывок «Сочинительство...» практически полностью соответствует оставленному плану, за исключением двух деталей. В плане не определено место действия романа - в отрывке им станет Петроград [10]. Кроме того, в плане нет ни одного упоминания о Мас-Туэле, которому в «Сочинительстве...» отведена одна из центральных ролей. Именно Мас-Туэль впервые говорит герою-рассказчику про Ассоль - и он же должен рассказать ему о дальнейшей ее судьбе. История самого Мас-Туэля описана в отрывке достаточно подробно: Грин рассказывает о его детстве, повествуя о необычайной, поражающей легкости героя, и раскрывает историю обретения им дара свободного полета.

В процессе работы над «Сочинительством...» Грин оставляет идею написать роман о писательстве и увлекается одновременно двумя другими замыслами. Во-первых, он намерен разработать сюжет, в котором главной героиней становится Ассоль, во-вторых, речь идет об образе летающего человека. К тому же Грина магически влекло слово «феерия».

В одной из тетрадей он записывает план нового произведения под заголовком "К Феерии". План не датирован, однако возможна датировка по косвенным признакам. В той же тетради имеется составленный Грином список его рассказов с указанием времени их написания; рядом с некоторыми заглавиями писатель оставляет пометки о том, что издание данных рассказов может быть перенесено на 1918 год.

Таким образом, можно предположить, что план был составлен не позднее конца 1917 года, иначе Грин уже знал бы - выйдут эти рассказы в номерах журналов нынешнего года или же будут перенесены на следующий год. Возможно, что часть плана была записана ещё раньше, т.к. первоначальные пометки на листах сделаны карандашом, а затем записи ведутся чернилами, похожими на те, которыми сдела и список рассказов.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.