Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: жизнь, личность, творчество
к содержанию

Ирина Остапенко, (Симферополь)
«Обитель из созерцанья и любви...» (Б. Чичибабин и А. Грин)
начало::продолжение::окончание

Еще одна отличительная черта свойственна художественной системе Чичибабина. Лирический герой в его стихах, как правило, репрезентирует автора. А что касается стихотворений-посвящений и посланий, то в них повествование всегда ведется от имени автора.

Стихотворение «Памяти Грина» написано спустя многие годы после первого посвящения романтику, в 1975 году. За это время изменились и исторические реалии, и сам поэт, которому пришлось пройти путем падений и подъемов, испытаний и разочарований, и все же выстоять, остаться верным своей глубинной сути.

На смену восторженности приходит глубокое осмысление действительности, осознание Главного, что еще теснее, чем романтическое восприятие жизни, сближает мировосприятие писателей. Гриновская верность мечте, ощущение чудесного той же природы, что и чичибабинское «отношение к Богу, отношения с Богом». По словам Б. Чичибабина, «мечта - это творение души, духа, т.е. того, что отличает нас от животных, благодаря чему мы и были задуманы «по образу и подобию Божьему».

Алые паруса у каждого свои

Мировоззрение писателей зиждется на непреходящих ценностях, неподвластных ни течению времени, ни изменяющимся реалиям. Изменение мировосприятия позволило Чичибабину по-новому посмотреть на Грина и создать более полный его поэтический образ. Если в первом стихотворении присутствует некоторая схематичность, эскизность, известная литературность, то второе отличается многоплановостью, глубиной осмысления, художественной зрелостью.

Чичибабин, который «стихом дышал и мыслил с детства», откликавшийся на все значимые события в его жизни, не мог пройти мимо «юного мира», «на старость лет подаренного» ему Грином. И в благодарность создает гимн писателю-романтику, вкладывая в него лучшие порывы своей души.

Стихотворение построено как бы по аналогии с творческим методом Грина. Являясь, по сути, лирическим монологом, оно наполнено пространственной и временной конкретикой, что придает ему своеобразный повестийный характер. Эпическое начало, представленное множеством деталей объективного мира, помогает увидеть осязаемый, достоверный образ Грина, а лирические сюжет дает возможность поэту, меняя ракурсы, высвечивать наиболее интересные и значимые, на его взгляд, духовные приметы личности писателя. Художественный образ создается не в процессе повествования, а в ходе душевной исповеди, что позволяет выявить не только авторское восприятие героя, но и рассмотреть за ним самого автора.

-return_links(); ?>-

Известное «схождение» с творчеством Грина обнаруживается и в обилии тропов. Как и Грин, Чичибабин мыслит образами. Но у Грина образы имеют откровенно романтический характер, он предельно насыщает ими свою прозу. Чичибабин же поэтический сюжет наполняет материальными деталями. Стихотворение изобилует иносказаниями, обильно насыщенными авторской образностью. Как правило, метафора Чичибабина - это многослойный троп, отличающийся весомостью, зримостью, пластичностью, а эпитеты чаще всего имеют преобразующий, метафорический характер. Все это придает некоторую степень реалистичности способу изображения действительности у поэта.

Таким образом, в своей поэзии Чичибабин воссоздает образ романтика-мечтателя Гринг обладающего «единством крыльев и заземленности». При этом любая из характеристик Грина может быть спроецирована и на образ автора.

В своем произведении Чичибабин, собственно, ничего нового не открывает ни для неискушенного читателя, ни для изысканного. Но он находит такие уровни выделения, которые как бы по-новому освещают известный образ Грина. Обратимся к тексту.

Стихотворение, являясь, по сути, развернутой характеристикой героя, обрамляют начальная и конечная строфы, в которых автор дает прямую оценку литературному труду писателя, выявляет его своеобразие, неповторимость и значимость, что, собственно; и определяет авторский интерес и является самой важной, стрежневой чертой в создаваемом образе.

Какой мне юный мир на старость лет подарен!.. За верность детским снам о как я благодарен Бегущей по волнам и Алым парусам [2, с. 202].

Поэт, выделяя основное, в чем симпатичен ему романтик, разделяет его трактовку категории детскости. Уверенность Грина в том, что «детское живет в человеке до седых волос» (Гнор), является залогом, по Чичиба-бину, его неподвластности времени, его непреходящей актуальности.

Характеризуя образ писателя, автор постоянно меняет ракурсы обрисовки, выстраивая ее на принципах антиномии. Это дает возможность создать целостный образ героя, в котором нераздельно уживалось духовное и мирское, дольнее и горнее.

Вначале поэт рисует «сказочника» Грина на фоне сна, усиливая романтический ореол. В то же время за метафорическим эпитетом «бездомный» просматривается несколько содержательных пластов -живущий в мечтах не нуждается в земном доме, и тут же проступает бытовая реалия: писатель, действительно, долго не имел постоянного места жительства, но и этим значение тропа не исчерпывается.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.