Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: жизнь, личность, творчество
к содержанию

Ираида Дунаевская (Рига)
О «глубокой, древней музыке ощущения полноты
жизни и совершенного спокойствия» А. С. Грина
начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

В его учении мы и находим начатки разветвления древнегреческой мистики, которое позднее стало известно под именем исихии. Известно его учение о молитве, как внутренней, безмолвной и непрестанной беседе с Богом, этой предтече «умной молитвы», последующих мистиков, его взгляд на значение этой молитвы, как на жертвоприношение и прямой путь к единению с Богом. (Об этом Strom/VII; Р.П. стр. 823). У Грина на этот прямой путь единения с Богом указывает прозвучавший в «Фанданго», лучший в мире оркестр, и в соответствии со звучанием этого оркестра, прозвучал, как, музыкальный инструмент, сам человек.

Сравнение человека с музыкальным инструментом довольно часто встречается в святоотеческих писаниях: «Станем же флейтой, станем кифарой Святого Духа. Подготовим себя для него как настраивают музыкальные инструменты. Пусть он коснется плекром наших душ!» - восклицает святитель Иоанн Златоуст. Мы видим, что у Грина в точности осуществился этот призыв древнего Отца Церкви. В повести «Фанданго» настраиваются струны, осуществляется «упорядочение шумной разноголосицы», «беспорядочное звенение превращается в нежный аккорд». Ап. Павел: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью»(Рим. 12, 10), наставляя с нежностью собирать Церковь Христову.

Мираж алых парусов

Струны настраиваются для того, чтобы в соответствии со звучанием этого «лучшего в мире оркестра», лучшего во вселенной инструмента, прозвучало само естество человека, само его сердце прозвучало как инструмент. Проведем аналогию. Св. Климент Александрийский пишет, что Логос Божий посредством Святого Духа «настроил» вселенную и человека - вселенную в миниатюре. Дух Святой «творит мелодию для Господа», извлекая ее из «многозвучного инструмента», то есть рода людского, ибо человек есть «прекрасный наделенный дыханием музыкальный инструмента, сотворенный по образу Бога, то есть Логоса. (Климент Александрийский. «Увещание грекам», 1).

Мы не видим, кто у Грина на небе трогает «струны волшебного музыкального инструмента», до нашего слуха доводят, что сам «Бам-Гран, закусив губу, прислушивался, чтобы не было никакого неблагозвучия, и когда писк скрипичной струны оборвался», ибо ни одна струна не должна фальшивить, мы слышим «лучший в мире оркестр».

-return_links(); ?>-

Тот же смысл мы находим в Дневнике последнего духовника Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева). «О, восстань, восстань, псалтирь моя. Нужно настроить струны твои, нужно привести в порядок весь инструмент, ибо, если хотя одна струна будет фальшивить, не получится стройных звуков, будет слышна неправильность, и она будет портить весь строй, всю гармонию. Все пенис будет испорчено, хотя бы все остальные струны стройно звучали. Как в музыке, гак и в духовной жизни». «Нельзя работать Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). (Псалтирю и гуслями называются, по толкованию св. Отцов, наши душенные и телесные чувства и способности).

Воспроизведем известный текст. - «Тогда, как если бы оркестр был действительно здесь, хлынуло наконец полной мерой единственное «Фанданго», о котором я мог сказать, что слышал его при необычайном возбуждении чувств, и тем не менее оно еще подняло их до высоты, с которой едва заметна земля. Чрезвычайная чистота и пластичность этой музыки в соединении с совершенной оркестровкой заставила онеметь ноги. Я сам звучал, как зазвеневшее от грома стекло. С трудом понимал я, что говорит рядом Бам-Гран, и бессмысленно посмотрел на него, кружась в стремительных кругообразных наплывах блестящего ритма. «Все уносит, - сказал тот, кто вел меня в этот час, подобно твердой руке, врезающей алмазом в стекло прихотливую и чудесную линию...

[«Должна осуществиться «живая встреча глаз с глазами Отца, Который на небесах, и какая крепкая и прозрачная, алмазная основа подводится тогда под личное существование и под все, совершающееся кругом. Бог около нас, возле нас, кругом нас: «в Нем бо живем и движемся и существуем» ... Это Божественные энергии, то есть Само Божество, ведут нас и действуют на нас. ...Но наряду с тем есть область нашей свободы, корнями своими уходящей в те же Божественные энергии и всецело на них опирающейся, а на вершинах своих владеющей даром самоопределения, даром соизволения или несоизволения на жизнь с Богом, - самодержавной власти идти или к Нему, или от Него. ...В нашей власти раскрыть пюе сердце Источнику бытия, чтобы вливались туда струи жизни, или, напротив, - замкнуться в субъективности, уйти в подполье, бежать из бытия. Тогда отсыхают наши связи с миром и наше существо замирает. (Священник Павел Флоренский. Из богословского наследия. Ж. Богословские труды. № 17, Издание Московской Патриархии. Москва. 1977 г., стр. 182)]

...уносит, разбрасывает и разрывает, - говорит он, - гонит ветер и внушает любовь. Бьет по крепчайшим скрепам. Держит на горячей руке сердце и целует его. Не зовет, но сзывает вокруг тебя вихри золотых дисков, вращая их среди безумных цветов. Да здравствует ослепительное «Фанданго».

О том, что означает слово «вращать» подробный анализ текста См. в кн. И. К. Дунаевская. Указ, соч., стр. 400). Здесь увидим разницу. Знание о вращении космических сфер на мировой оси восходят к глубокой древности. Тонкие знатоки астрономии и музыки отмечают совместное вращение по небу того, что мы называем небесными полюсами, а в песенной гармонии созвучием. «Все вращается в некоей гармонии а бог надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у людей» («Кратил», 405 D).

Что же касается обретения героем чистоты сердца, то то, как это описывается у Грина можно назвать «эмоциональный экстаз», явленный «музыкой души». «Эмоциональный экстаз» был признан высшей формой религиозной жизни. Уже и IV столетии такого рода богооощение принимают под свою защиту такие столпы 11еркви, как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и в особенности Григорий Нисский и, разумеется, Дионисий Ареопагит. (См. Мистическое богословие. «Путь к истине» Киев - 1991 г., стр. 348).

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.