| Каюта капитана - Возвращение писателя А. Грина к морю - Музей-корабль В 1927 году частное издательство «Мысль» предпринимает попытку издать полное собрание сочинений А. С. Грина в пятнадцати томах. Список произведений составлял писатель сам. В экспозиции музея представлено восемь книг из этого собрания сочинений, которые успели выйти. Вскоре издательство было ликвидировано. В отзывах на произведения А. С. Грина можно было в эти годы прочесть: «блестящий новеллист», «замечательный русский писатель»... В это время Грин испытывает необычайный творческий подъем, находится в зените своего мастерства. Одно только перечисление созданного в феодосийский период жизни писателя говорит о многом: за шесть лет им были написаны четыре романа, две повести, около сорока рассказов и новелл. Даже для Грина, который был крупнейшим мастером сюжетосложения, это было удивительно. И в то же время такой высочайший взлет гриновской фантазии был закономерен. За многие годы своего писательства он получил, наконец, возможность спокойно и плодотворно работать в окружении любящих людей. Роман «Золотая цепь» был написан А. С. Грином в течение нескольких месяцев. Потом наступило состояние, которое сам писатель определил как «молчание духа». И только спустя некоторое время Александр Степанович с таинственным видом сообщил жене: «Все благополучно,— завелось. И хорошее... Чувствую — как в тумане». Это зародилась «Бегущая по волнам» — одно из самых глубоких и поэтических произведений А. С. Грина. Начало давалось трудно. В экспозиции музея представлены документальные свидетельства огромного, напряженного труда писателя над книгой — многочисленные варианты начала будущего произведения. В одном из них можно прочесть: «Бегущая по волнам»... Я написал это заглавие сорок четыре раза. За каждым тщательно мною выведенным заглавием следовала одна-две-десять страниц, зачеркнутых с бешенством, с ненавистью к своему бессилию...». Но и название «Бегущая по волнам» появилось не сразу. Вначале произведение называлось «Ламмерик», затем «Бегущая на восток» и только потом — «Бегущая по волнам». Грин долго, настойчиво искал верный тон повествования. Для него это было самое важное в творческом процессе — найти верный тон. Он великолепно воплощен и передан в своеобразном философском прологе к этому произведению, в строках о Несбывшемся, «таинственном и чудном олене вечной охоты»... «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня». Грин говорил: «Я писал это начало в самом холодном, рассуждающем трезво и логично состоянии ума и души... И, только читая, я взволновался, словно нашел те четыре строки стихотворения, что ложатся в сердце навсегда. Короли мы, что можем иметь такие минуты!». Александр Грин не раз испытал это особое счастье художника! Почти все его произведения, написанные в Феодосии, отмечены печатью высокого мастерства. Рассказы «Посидели на берегу», «Возвращение», «Фанданго»... Они представлены в музейной витрине в журнальных публикациях и рукописях. «Фанданго» — одно из самых необычных и удивительных гриновских произведений, где фантастические образы причудливо вплетены в четкую конкретность реальных исторических фактов. В счастливую южную жизнь писателя вдруг врываются образы-воспоминания из Петрограда 1920-х годов: «Зимой, когда от холода тускнеет лицо и, засунув руки в рукава, дико бегает по комнате человек, взглядывая на холодную печь, — хорошо думать о лете, потому что летом тепло». Повествование начинается подробным описанием картин Петроградского быта, и только по мере нарастания основного мотива произведения — мелодии испанского танца «Фанданго» — в него вступают фантастические образы, несущие в себе ощущение праздника и торжества жизни. Рассказ был впервые напечатан в 1927 году, хотя Грин завершил его еще в 1925-м. Как и многие другие произведения писателя, «Фанданго» было написано в доме по улице Галерейной. Обстановка квартиры была простой, но удобной, в каждой комнате стояли живые цветы, а зимой — веточки туи. Вся мебель была куплена самим Александром Степановичем. «Как-то после очередной поездки в Москву,— вспоминала Нина Николаевна,— Александр Степанович подъехал к нашей квартире на возу, украшенном стареньким буфетом, пузатым гардеробом и другими вещами. Он сиял от удовольствия, рассказывая, где, как и за сколько купил каждую вещь, гордясь своим умением и практичностью, требуя и от нас высокой оценки этих своих качеств». Переезд на юг - Гости писателя - Взлёт фантазии - Дорога в никуда - Никуда не выходя | |||||
|