Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Ростральная комната - Писатель А. С. Грин на переломе эпох
1918-1919-1920 - 1921-1922-1923 - Музей-корабль

Где рождались "Алые паруса" - музей Грина - Феодосия

В армии Грин заболел и вскоре вернулся в Петроград. Трудное время переживала Россия. Тяготы его в полной мере выпали на долю Грина. Больной, без средств к существованию, без жилья, он находился в совершенно безвыходном положении. «Из самой глубокой бездны отчаяния, болезни и ожидания смерти, — пишет Н. Н. Грин, — Александр Степанович был возвращен к жизни рукою Горького».

26 апреля 1920 года из Смольненского лазарета Грин отправляет Горькому письмо с просьбой о помощи. Копия этого письма находится в экспозиции, а рядом — малоизвестная фотография А. М. Горького, относящаяся к 1920-м годам.

Горький принял самое живое участие в судьбе Грина. Он выхлопотал редкий в те годы академический паек, дал Грину работу, предложил писать роман о Ф. Нансене «Таинственный круг», который сам и редактировал. Рукописные страницы этого неоконченного гриновского романа с правкой А. М. Горького можно видеть в музее.

Поддержка знаменитого русского писателя явилась не только следствием его большой доброты и человечности. В этом сказалась и его вера в талант Грина, особое признание его оригинального дарования.

Уже позднее, в 1928 году, в письме к Н. Асееву Горький уверенно утверждал: «Грин — талантлив, очень интересен, жаль, что его так мало ценят». Горький очень любил «Алые паруса», особенно финальную сцену, когда за Ассоль приходит алопарусный корабль. Во многом он сам способствовал тому, чтобы это произведение появилось.

В мае 1920 года Грин поселился в Доме искусств. Этот литературно-художественный центр творческой интеллигенции был организован в 1919 году, по инициативе А. М. Горького, для писателей, поэтов, художников. Здание в Петербурге и поныне сохранилось. Сейчас часть его занимает кинотеатр «Баррикада», а в начале 1920-х годов поселилось дружное писательское братство. Там жили многие из тех, кто впоследствии стали известными писателями: В. Шкловский, М. Шагинян, М. Слонимский, Н. Тихонов… В небольшой угловой комнате жил Александр Грин. Поэт Всеволод Рождественский, бывший соседом Грина по Дому искусств, вспоминал: «Как сейчас, вижу его невзрачную, узкую и темноватую комнатку с единственным окном во двор. Слева от входа стояла обычная железная кровать... покрытая... сильно изношенной шинелью. У окна ничем не покрытый кухонный стол, довольно обшарпанное кресло, у противоположной стены... самодельная «буржуйка» — вот, кажется, и вся обстановка этой комнаты с голыми, холодными стенами.

Грин жил в полном смысле слова отшельником... и не так уж часто появлялся на общих сборищах. С утра садился он за стол, работал яростно, ожесточенно, а затем вскакивал, нервно ходил по комнате, чтобы согреться... и снова возвращался к рукописи. Мы часто слышали его шаги за стеной, и по ритму их можно было догадаться, как идет у него дело. Чаще всего ходил он медленно, затрудненно, а порою стремительно и даже весело, но это все же случалось редко. Хождение прерывалось паузами долгого молчания. Грин писал».

В это время работал он над «Алыми парусами». Было трудно с бумагой, и обитатели Дома искусств время от времени совершали «экспедиции» в подвал — в здании до революции находился частный банк, и сохранилось много конторских книг, которые пригодились теперь для рукописей. В музейной витрине — страницы «Алых парусов», написанные Грином на листах, вырванных из бухгалтерской книги. Это варианты первой главы. Вариантов было много. В одном из них действие развивалось в революционном Петрограде. Позднее писатель перенес его в Гринландию.

Грин вынашивал эту повесть пять лет. Вчерне она была завершена в 1920 году. Тогда же состоялось чтение глав из этого произведения в Доме искусств, который был не только своеобразным писательским общежитием, но еще и творческим клубом. Там устраивались художественные выставки, проводились литературные вечера. Именно в Доме искусств 8 декабря 1920 года Грин впервые читает «Алые паруса». У повести — сказочная основа. Виктор Шкловский назвал ее «пленительной сказкой русской литературы». Но за внешней сказочностью, фееричностью сюжета содержится глубокая правда о возвышающей силе добра.

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Словами и поступками Грэя писатель вновь напомнил людям об их высоких духовных возможностях. К. Паустовский писал об «Алых парусах»: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

В наши дни повесть приобрела поистине всенародную известность. Выдержав огромное количество изданий на русском языке, переведенная на многие языки народов земли, она продолжает волновать сердца читателей уже нового двадцать первого века. Современные издания повести — это, как правило, прекрасно оформленные книги с интересными иллюстрациями... И, пожалуй, теперь только в музее можно увидеть эту скромную книжечку в мягкой обложке, где под именем автора и заглавием поместился маленький рисунок, выполненный художником А. П. Могилевским, — алопарусный корабль среди волн и морской пены. Это первое издание повести-феерии «Алые паруса». Книга вышла в 1923 году.

В том же году в журнале «Красная нива» был напечатан первый роман Александра Грина — «Блистающий мир». Как это часто бывало у писателя, его предыдущее произведение рождало замысел последующего. Впервые летающий человек — Мас-Туэль — появляется в одном из вариантов «Алых парусов». Позднее он будет носить имя Друд и станет главным героем романа «Блистающий мир». Друд умеет летать. Он летает без всяких приспособлений, свободно парит в воздухе. В этом образе Грин выразил свое понимание высшего духовного начала в человеке. Характерно, что когда Ю. Олеша при встрече с Грином, выразил свое восхищение по поводу того, какой замечательный фантастический роман создал Грин, то писатель возразил: «Блистающий мир» — это не фантастический роман, а символический, это не человек летает, это парение духа».

Получив гонорар за журнальную публикацию «Блистающего мира», Грин решил осуществить давно задуманное путешествие к морю. Весной 1923 года он отправился в Крым. Посетил тогда Ялту, Алупку, Балаклаву, Севастополь. Эта поездка привела писателя к мысли о переезде в Крым навсегда. Местом жительства он выбрал Феодосию, где побывал еще в юности. Небольшой старинный город привлекал писателя тишиной, возможностью сосредоточиться в любимом деле, ну и, конечно, морем, к которому Грин издавна стремился.

на верх страницы - 1918-1919-1920 - 1921-1922-1923 - назад в Музей-корабль - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.