Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Клиперная - Начало литературного пути А. С. Грина
1902-1903-1906 - 1906-1908-1909 - 1910-1912-1917 - Музей-корабль

Представленные в экспозиции портреты писателя датированы 1908 и 1910 годами, они относятся к началу его литературного пути. Рядом — групповая фотография: Грин среди сотрудников «Альманаха 17». Все эти снимки сделаны в Петербурге. Это время творческого становления писателя, когда во многих журналах появляются его произведения, выходит сборник его романтических рассказов. Но литературная деятельность Грина была прервана. Летом 1910 года писатель был арестован как проживающий по чужому паспорту и сослан в г. Пинегу Архангельской губернии. На фотографии периода архангельской ссылки, представленной в экспозиции, А. С. Грин снят вместе с женой В. П. Абрамовой.

История их знакомства романтична и вполне в духе гриновских произведений (возможно, она и послужила в качестве сюжета для рассказа «Апельсины»). Вера Павловна Абрамова была членом общества «Красный Крест», в обязанности которого входила помощь политическим заключенным, посещение их в тюрьмах. Когда А. С. Грин был арестован в Петербурге в 1906 году, Вера Павловна пришла к нему, назвавшись «невестой». Потом они действительно полюбили друг друга, вскоре поженились, и Вера Павловна добилась разрешения сопровождать Грина в ссылку. Она была верным другом писателя до самых последних его дней. Несмотря на то, что в 1913 году Александр Степанович и Вера Павловна расстаются, они сохраняют добрые отношения, встречаются, переписываются.

Экспозиция зала "Кают-компания клипера" - музей Грина - Феодосия

В 1915 году А. С. Грин посвящает В. П. Абрамовой книгу «Загадочные истории», которая представлена в экспозиции раскрытой на листе с текстом посвящения. Рядом с книгой — фотография Веры Павловны. В архангельской ссылке Грин проводит два года. В это время он много и активно работает. Среди произведений Грина этого периода — реалистические рассказы о жизни ссыльных «Ксения Турпанова», «Зимняя сказка», а также романтические рассказы «Жизнь Гнора», «Синий каскад Теллури», «Сто верст то реке», «Позорный столб». Два последних произведения — это вдохновенный поэтический гимн чистой, верной и крепкой любви. Оба эти рассказа заканчиваются одной и той же фразой: «Они жили долго и умерли в один день». И это не «небрежность автора», как «проницательно» заметил один из критиков, это гриновское понимание сильного и страстного чувства, любви «на разрыв сердца».

В мае 1912 года, отбыв срок ссылки, Грин возвращается в Петербург. Последующие годы — это время, когда писатель утверждает свое имя в литературе, настаивая на своем методе отображения действительности. Грина переполняли захватывающие сюжеты, сильные характеры, выступающие в необычных обстоятельствах: «Меня влекло к редким, исключительным положениям. Я не стеснялся поворачивать материал его острым или тайным углом. Все невозможное тревожило мое воображение». Это не было присуще русской литературе, скорее, напоминало западных мастеров приключенческого жанра. А тут еще необычные имена героев, странные географические названия... И вот замелькало в рецензиях на гриновские рассказы: «русский Джек Лондон», «русский Фенимор Купер», «русский Эдгар По»...

Грин с горечью пишет В. С. Миролюбову: «Мне трудно. Нехотя, против воли признают меня российские журналы и критики, чужд я им, странен, непривычен. ...Но так как для меня перед лицом искусства нет ничего большего, чем оно, то я и не думаю уступать... Иначе нет смысла заниматься любимым делом». К счастью, уже тогда были люди, верящие в самобытность таланта Грина. Критик А. Г. Горнфельд писал: «Грин — незаурядная фигура в нашей беллетристике. У Грина... в основе нет шаблона... и хочется иногда сказать, что... Грин был бы Грином, если бы и не было Э. По». Среди товарищей по литературному делу особенно большую роль в судьбе Грина сыграл А. И. Куприн, с которым они были знакомы с 1907 года. Куприн помог Грину выйти на страницы крупных литературных журналов, помог определиться в своей художественной манере, которая постепенно завоевывала признание. Позднее Грин скажет о своем отношении к Куприну: «Люблю этого писателя и человека во всех его проявлениях. Много он мне дал, молодому, начинающему писателю».

Бюст писателя А. Грина - музей Грина - Феодосия

В экспозиции — документальные свидетельства этого признания: журналы с публикацией произведений А. С. Грина, сборники его рассказов. Здесь же находятся «Пролив бурь» и «Штурман четырех ветров» — книги из первого трехтомного собрания сочинений писателя, которое вышло в 1913 году. Это был большой успех молодого автора, доказывающий, что его творчество находило отклик у современников. Несмотря на внешнюю оторванность от реальной жизни, Грин был писателем, тонко чувствующим время. Особенно ярко продемонстрировали это события 1914-1915 годов.

Когда разразилась Первая мировая война, Грин одним из первых вынес ей свой приговор. В экспозиции представлены страницы журнала «Нива» за 1915 год, где были напечатаны рассказы А. С. Грина «Волчок» и «Баталист Шуан» — произведения с ярко выраженной антивоенной направленностью. Между тем обстановка в стране все более накалялась, приближались революционные события. Среди экспонатов музея — альманах «Революция в Петрограде», вышедший в 1917 году. На его страницах помещен очерк А. С. Грина «Пешком на революцию». В основе сюжета — факт из его собственной биографии. С самого начала войны за писателем была учреждена слежка. Вскоре за непочтительный отзыв о царской семье он был выслан из Петрограда в Финляндию. Там его застала весть о Февральской революции. Движение поездов было остановлено, и Грин пешком пошел в революционный город. Ему не терпелось самому быть в гуще событий. Но еще до начала революции в его творчестве отразилась предгрозовая атмосфера России — восстание в «Зурбаганском стрелке», борьба партий в «Возвращенном аде». В экспозиции «Клиперной», среди нескольких иллюстраций С. Г. Бродского к ранним произведениям А. С. Грина, есть иллюстрация к этому рассказу.

У противоположной стены — бюст А. С. Грина, выполненный львовским скульптором Владимиром Ушаковым. Этот скульптурный портрет показывает нам молодого Грина сосредоточенным, сдержанным. В. Ушаков подчеркивал, что в этой работе он «попытался воссоздать облик не «капитана романтиков», а облик Александра Степановича Грина — человека сложной и трудной судьбы, большого писательского и личного мужества».

на верх страницы - 1902-1903-1906 - 1906-1908-1909 - 1910-1912-1917 - назад в Музей-корабль - на главную


 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Итоговая архивная версия сайта не обновляется и обновления не планируются.