Точка на карте На самом деле Живая природа Взгляд туриста История Крыма
Любопытно, что по запискам Кларка довольно легко можно идентифицировать те вещи, о которых он говорил. Вещи, которые сейчас находятся в российских музеях, в Эрмитаже главным образом. Никуда они не делись вопреки рассуждениям англичанина, но вывод он для себя уже сделал, и поскольку античность тогда была в моде, и все европейцы считали себя в той или иной степени потомками древних греков и римлян и считали, что корни их культуры именно в античности. Поэтому считалось, что нужно охранять памятники прошлого...
Кларк был человеком бедным. Он очень хотел заработать денег. Он всю жизнь страдал от нищеты. Собственно, в поездку-то поехал в качестве гувернёра молодого богача Джона Мортона Криббса. Ему очень хотелось денег. Он задумал следующий план: скупать везде по дороге разные античные памятники, а потом привезти их на родину и с выгодой перепродать. И тут оказалось, что проклятые скифы, это русские, которых он уже в Крыму скифами называет, всё время имея ввиду такую разрушительную варварскую стихию, не дают ему...
В частности, два таких рисунка, которые называются «Крымские мечети». Внизу, как раз, интерьер мечети Шахзаде-Сулейман-хан-Джами, которая ныне не существует... на наброске русского антиквара Львова она же... видно плоховато, а сверху интерьер мечети Муфти-Джами. Она сохранилась в Феодосии до наших дней. Можно увидеть во что её превратила не очень удачная современная реставрация. Мы видим, насколько исторический интерьер этой мечети отличался. Всё это благодаря Андрею Воронихину, Жульберу Ромму и Баффу Сетруберу...