Воронцовский дворец: архитектура южного фасада

20211212 alupka palace

Продолжение, начало здесь...

При рассмотрении архитектурного стиля Южного фасада Воронцовского дворца в Алупке исследователи выделяют единственный элемент Портал южного входа, пренебрегая всеми остальными объёмами Южного фасада, что создаёт искажённое представление об общих архитектурных принципах всего сооружения.

В целом Южный фасад дворца выполнен в едином с Северным фасадом стиле архитектурного романтизма на основе английской Елизаветинской архитектуры. Подчёркивает главенство стиля Тюдор и "Львиная терраса" (общепринятое название), в виде парадной монументальной лестницы с тремя парами львов белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни, как символов обладания высшей (королевской) властью.

Выделяющимся исключением из общей архитектурной концепции дворца является художественное решение Портала южного входа, в обрамлении стрельчатых оконных арок и теневых навесов, как элементов архитектурного ориентализма. Собственно портал выполнен в мавританском архитектурном стиле с подковообразной зубчатой аркой и шестикратно подчёркнутой по фризу арабской надписью, перекликающейся с оформлением мавританского дворца Аль-Хамра династии Насридов в Гранаде (Испания).

В полукуполе свода главенствует исламский орнамент Сидрат-Аль-Мунтаха, выполненный резьбой по алебастру. От основания полукупола повторяющиеся изображения каждого последующего ряда выполнены физически меньшими по размерам, что создаёт оптическую иллюзию значительной высоты всего сооружения.

Продолжение здесь...

Аль-Хамра (искажённое, Альгамбра) — один из самых известных и древних памятников исламской мавританской архитектуры; название получено от слова "аль-хамра" — красный; от цвета кирпичей, из которых выложены стены замка.  Украшать здания изображениями людей и животных мусульманам запрещает Коран, поэтому стены дворца покрыли орнаменты, резьба и уже упомянутые художественно вырезанные тексты с девизом Насридов. Во двориках цвели экзотические цветы и били фонтаны: в жарком климате Гранады это было даже не роскошью, а необходимостью. Мавританская история Гранады закончилась при Мохаммеде XII в 1492 году. Последний эмир передал город эмиссарам королевы Изабеллы Кастильской и короля Фердинанда II Арагонского. Мусульмане и евреи, которые веками жили в Гранаде бок о бок, были изгнаны, на главной площади устроили публичное сожжение исламских манускриптов.

Арка зубчатая - арка, по внутренней поверхности которой равномерно расположены остроугольные выступы (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995).

Арка подковообразная, также называемая мавританской аркой и аркой для замочной скважины, представляет собой символическую арку мавританской архитектуры. Подковы арки могут иметь округлую, заостренную или лопастную форму. В этом типе дуги диаметр дуги шире пространства между опорами, которые его поддерживают. Поэтому, самая широкая часть дуги выше, чем стойки.

Арка стрельчатая (заострённая) - арка, образованная двумя выпуклыми полуарками, пересекающимися под углом в вершине и очерченными из двух и более центров дугами, радиусами более половины длины пролёта. Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР).

Мавританский стиль (неомавританский) стиль в архитектуре, один из исторических стилей 19 века, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе VIII–XV веков. Распространение мавританского стиля началось в эпоху архитектурного романтизма, с его особым интересом к культуре Востока. Мавританией называли тогда северную область Африки. Однако, родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританский стиль можно справедливо отнести к нео-стилям, он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта.

Основы мавританского стиля архитектуры: обилие куполов, карнизов и арок различной формы. Для мавританской Испании была характерна подковообразная и многолопастная зубчатая арка  (в Индии использовалась более пологая арка — килевидная), "сталактитовые" формы сводов в виде нависающих уступами выпуклых фигур; стены с орнаментом на основе геометрических и растительных мотивов. Арабы называли орнамент арабесками: он сочетал растительный и геометрический узоры, а также надписи из священных текстов. Орнаментальные композиции носили плоскостной характер. За счет орнамента стены приобретали вид персидских ковров. Благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам арабо-мавританские дома производят впечатление гигантского шатра и напоминают о кочевом прошлом арабов.

В качестве примеров можно назвать: (1) Королевский павильон в Брайтоне (1815–1823, архитектор Дж. Нэш); (2) комплексное архитектурное решение Воронцовского дворца в Алупке, 1832–1846, архитектор Э. Блор; (3) оформление интерьеров "Ванная императрицы Александры Фёдоровны" в Зимнем дворце, 1838–1840, архитектор А. П. Брюллов, не сохранилась; (4) "Арабский зал" особняка Лейтон-хаус в Лондоне, 1877–1879, архитектор Дж. Эйтчисон).

Ориентализм (от лат. orientalis – восточный), в европейской культуре Нового времени использование сюжетов и мотивов, а также некоторых стилистических приёмов и средств выразительности литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки различных стран Востока. В узком смысле – стилистическая тенденция в литературе и искусстве эпохи романтизма, нацеленная на воссоздание во многом условного образа Востока как особого мира, противостоящего культуре Запада и одновременно дополняющего её.

Источники:
https://zen.yandex.ru/media/imaginereview/algambra-jemchujina-mavritanskoi-arhitektury-6103d3e049aa541e4afc4467
https://www.mediterraneandesign.ru/spain-architecture/мавританская-архитектура/
https://architecturalidea.com/architect/mavritanskim-stil/
https://architect.academic.ru/292/Арка_стрельчатая
https://www.hisour.com/ru/horseshoe-arch-32009/
http://slovariki.org/arhitekturnyj-slovar/2816
https://bigenc.ru/fine_art/text/2151479

В качестве иллюстрации использована фотография из коллекции Wikimedia.org, автор Liza vetta, лицензионные условия использования Public Domain, prooflink

Похожие материалы сайта: