Лотос крайнего предела в Ханском дворце

20200609 lotus last limit

От автора. Статья предлагает Читателю рабочую гипотезу.

Предисловие. Предваряя публикацию необходимо уточнить, что в крымском краеведении общепринятым, на данный момент, толкованием символа на Главных воротах Ханского дворца в Бахчисарае является "версия клевера". Основывается она на количестве листьев в розетке клевера и в центральном элементе орнамента. Автору публикации такой вывод кажется надуманным ибо в народных культуре (верованиях, легендах, сказках) крымских татар образ "клевера" отсутствует. Также, следует учитывать, что все части орнамента являются цельным изображением. Соответственно, и рассматривать все элементы следует вместе. "Версия клевера" связь всех элементов орнамента на входе во дворец никак не объясняет.

***

Поборов безграмотность, научившись читать и писать, люди потеряли способность понимать информацию представленную графическими способами. На современном этапе однозначно воспринимаемую и понимаемую всеми членами общества смысловую нагрузку имеет только текст. Сплетённые в орнамент знаки и узоры ошибочно воспринимаются исключительно как сопутствующее оформление "для красоты".

При этом забывается, что орнамент, как разновидность изобразительного творчества человека, возник более пятнадцати тысяч лет назад. Линии орнамента в неграмотном обществе несли на себе не столько эстетическую, сколько смысловую нагрузку. Орнаментальные узоры через узнаваемые знаки, символы, образы раскрывали перед подготовленными зрителями зашифрованные в них послания: информационные, защитные, предостерегающие.

Глубокий по смыслу орнамент встречает гостей Бахчисарайского ханского дворца ещё "на улице". Яркий полихромный узор-розетка, предназначенный для прибывшего, дублируется на обеих створках Главных ворот. В центре декоративнго узора, окружённого двойной голубой каймой, расположена розетка из четырёх симметричных листьев (возможно, распускающийся цветок) мифического лотоса. От центрального ядра узора отходят в стороны многочисленные лучи, красный фон которых является символом яркого слепящего света. Перед нами безусловный солярный символ. Однако же, в Ханском дворце Бахчисарая жили не язычники-солнцепоклоники, а правоверные мусульмане Гераи, ханы Крымские.

В действительности, на створках Главных ворот Ханского дворца в Бахчисарае мы видим изображение Сидрат аль-Мунтаха (лотоса крайнего предела). Мистическое дерево лотоса, число листьев которого всегда равно числу людей на Земле, а падение любого его листа означает смерть конкретного человека, упоминается даже в Коране (53:14). По канонам ислама растёт это дерево на вершине неба рядом с Аршем (престолом Аллаха), справа от него. Из-под корней этого дерева вытекают райские реки.

Сидрат аль-Мунтаха, растущее на вершине рая, расположено у крайнего предела, которого может достичь смертный. Пересечь эту границу, по сути попасть в рай, при жизни невозможно. Дерево лотоса крайнего предела погружено в великолепный свет Аллаха Всевышнего (Аль-Хамду ли-Ллях) и никто не может описать красоту этого света, тем более, заглянуть за него.

По смысловой сути "дерево лотоса крайнего предела" в исламе можно сравнить с "вратами рая" у христиан. Соответственно, изображение, расположенное на воротах Ханского дворца сообщает недостойным, что они достигли пределов и должны остановиться, а пройти через эти врата (по смыслу, попасть в рай) могут только избранные Аллахом!

Похожие материалы сайта: