От автора. Данная статья ни в коем случае не является законченным научным исследованием, содержащим методически правильно установленные выводы. Читателю предлагается лишь рабочая гипотеза, основанная исключительно на аналогиях и предположениях.
Предисловие. Предваряя публикацию считаю необходимым уточнить, что общепринятым на данный момент толкованием символа на Главных воротах Ханского дворца в Бахчисарае является "версия клевера". Основывается она на визуальной схожести листьевой розетки клевера с центральным элементом орнамента. Следует учесть, что все части орнаментов связаны в цельные изображения. Соответственно, и рассматривать их следует вместе. "Версия клевера" связь всех элементов орнамента на входе во дворец не объясняет. В целом любая гипотеза раскрывающая смысл этого орнамента должна отвечать на два вопроса. Первый: какая связь центрального изображения и окружающих элементов? Второй: какой смысл размещения именно этого изображения на воротах во дворец?
Поборов безграмотность, научившись читать и писать, люди потеряли способность понимать информацию представленную графическими способами. На современном этапе однозначно воспринимаемую и понимаемую всеми членами общества смысловую нагрузку имеет только текст. Сплетённые в орнамент знаки и узоры ошибочно воспринимаются исключительно как сопутствующее оформление "для красоты".
При этом забывается, что орнамент, как разновидность изобразительного творчества человека, возник более 15-ти тысяч лет назад. Линии орнамента в неграмотном обществе несли на себе не столько эстетическую, сколько смысловую нагрузку. Орнаментальные узоры через узнаваемые знаки, символы, образы раскрывали перед подготовленными зрителями зашифрованные в них послания: информационные, защитные, предостерегающие.
Глубокий по смыслу орнамент встречает гостей Бахчисарайского ханского дворца ещё "на улице". Яркий полихромный узор-розетка, предназначенный для прибывшего, дублируется на обеих створках Главных ворот. В центре декоративнго узора, окружённого двойной голубой каймой, расположена розетка из четырёх симметричных листьев (возможно, распускающийся цветок) мифического лотоса. От центрального ядра узора отходят в стороны многочисленные лучи, красный фон которых является символом яркого слепящего света. Перед нами безусловный солярный символ. Однако же, в Ханском дворце Бахчисарая жили не язычники-солнцепоклоники, а правоверные мусульмане Гераи, ханы Крымские.
В действительности, на створках Главных ворот Ханского дворца в Бахчисарае мы видим изображение Сидрат аль-Мунтаха (лотоса крайнего предела). Мистическое дерево лотоса, число листьев которого всегда равно числу людей на Земле, а падение любого его листа означает смерть конкретного человека, упоминается даже в Коране (53:14). По канонам ислама растёт это дерево на вершине неба рядом с Аршем (престолом Аллаха), справа от него. Из-под корней этого дерева вытекают райские реки.
Сидрат аль-Мунтаха, растущее на вершине рая, расположено у крайнего предела, которого может достичь смертный. Пересечь эту границу, по сути попасть в рай, при жизни невозможно. Дерево лотоса крайнего предела погружено в великолепный свет Аллаха Всевышнего (Аль-Хамду ли-Ллях) и никто не может описать красоту этого света, тем более, заглянуть за него.
По смысловой сути "дерево лотоса крайнего предела" в исламе можно сравнить с "вратами рая" у христиан. Соответственно, изображение, расположенное на воротах Ханского дворца сообщает недостойным, что они достигли пределов и должны остановиться, а пройти через эти врата (по смыслу, попасть в рай) могут только избранные Аллахом!