Окончательно всё поменялось в 1846 году, когда выходит фундаментальный труд митрополита Макария Булгакова. Первый том его «Истории русской церкви». И вот там уже Макарий говорит о Херсонесе, как о месте, действительно, святом для всякого православного человека. Вот, что он говорит: «Владимир крестился в древнейшем и богатейшем христианском городе, где священнодействие святой веры совершались со всею пышностью обрядов в великолепных храмах.
Крестился вступивши в сей знаменитый город со славою победителя и, так сказать, завоевавший веру. Крещён целым собором пастырей, в числе которых многие были из Царь-Града. Киев в этом отношении далеко не мог сравниться с Херсонесом». То есть, это только 1846 год. Первое осознание такого особого значения этих развалин происходит. В 1850 году основывается монастырь на развалинах древнего города. Потом Крымская война. Монастырь уничтожен в результате боестолкновений.
После войны он начинает возрождаться, и вот тут уже к делу подключается российское правительство. Героизм севастопольской обороны, жертвенность защитников города привели к тому, что город занял совершенно особое, ранее невиданное место, в русском национальном сознании. Стал, действительно, городом русской славы, русской трагедии. Всё это наложилось на воспоминания о крещении князя Владимира, и тогда решили строить уж сразу два собора, чтобы не размениваться. Один в центре Севастополя, а второй на херсонесских развалинах. Строили их очень долго.
К 1891 году их только достроили. ...на фотографии XIX века видно, насколько современная, так называемая реставрация, исказила облик храма. Обратите внимание на золотую крышу, как на просто кирпичную. Обратите внимание на эти очень странные полоски на стенах. Ну, и так далее. Видно, что современная реставрация собор «улучшила». Параллельно идёт подготовка к празднованию тысячелетия крещения Руси, которое собирались праздновать в 1888 году. В Киеве одновременно строится Владимирский собор.
Обратите внимание на разницу между Владимирским собором в Киеве [и Владимирским собором в Херсонесе], у них совершенно разные планы. Да, в киевском Владимирском соборе тоже есть византийский элемент, как, например, верхние завершения, но он больше напоминает то, что называется византийско-русский стиль. Больше напоминает древнерусские церкви. В частности, здесь пять куполов, а не один, как в херсонесском соборе. Когда речь идёт о государственном архитектурном проекте, это значит, что он несёт некую декларацию. Это значит, что он хочет сообщить своим зрителям нечто.
Это значит, что Владимирский собор в Киеве подчёркивает связь именно Киева с древнерусским зодчеством, а Владимирский собор в Херсонесе, между прочим, подчёркивает связь прежде всего с зодчеством византийским ... существует крайне популярное в научно-популярной литературе размышление о том, [что] Владимирский собор в Херсонесе является копией церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Из этой фотографии вы можете сделать выводы о том, насколько данное суждение обоснованно. Это важно.
И хочу я закончить следующим. В 1888 году, действительно, состоялись торжества посвящённые девятисотлетию крещения Руси, но состоялись они в Киеве. Главные торжества. Центром этих торжеств был выбран Киев, несмотря на то, что Владимирский собор в Киеве не был ещё достроен, не успели по срокам. И именно в Киев приехал Константин Победоносцев, обер-прокурор синода, то есть, фактически глава православной церкви, иначе говоря, именно Киев считался российской идеологией тем местом, которое является православной святыней, связанной с памятью князя Владимира, связанной с памятью о крещении Руси, а вовсе не Херсонес, а то, что сейчас вообще существует в общественном сознании, в рассуждениях священников, в СМИ, это продукт уже нашего времени, который возникает у нас прямо на глазах. Вот это представление об особой роли Херсонеса. Вот на этом я пожалуй закончу. Спасибо за внимание.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография, размещённая на площадке FotoKto.ru; автор Игорь Кузьмин (2013).