То есть, святым центром, купелью Руси, почитался именно Киев. Это очень хорошо понимала Екатерина Вторая, которая на протяжении всего своего царствования носила маску православной императрицы. Она, безусловно, была человеком верующим, но она, скорее всего, эта вера у неё была такая, гораздо более рациональная, чем просто православие. Но она всегда подчёркивала именно свою роль православной монархини.
Именно поэтому, отправляясь в своё южное путешествие в 1787 году, она провела довольно много времени в Киеве по дороге, ожидая пока вскроется ото льда Днепр. Она регулярно ходила на богомолье, ходила в церкви, прикладывалась к мощам, общалась со священниками. А, оказавшись в Крыму, она и не подумала ехать на развалины Херсонеса. То есть, если бы эти развалины представляли хоть какую-то сакральную ценность, она бы туда, несомненно, поехала.
Более того, Екатерина с уважением относилась и к другим религиям. Когда она путешествовала в своё время по Волге, она посчитала необходимым посетить развалины города Болгара. Поскольку Болгар был священным местом для мусульман. Выразить таким образом своё уважение. Но в Крыму она не поехала смотреть на развалины Херсонеса, а это значит, что никакой сакральной функции они тогда не играли. На самом деле, как это не удивительно, но иностранцы гораздо более писали о сакральности херсонесских развалин, чем русские...
Вы видите цитату из Роберта Лайала, шотландского путешественника, который побывал в Крыму в 1822 году. Как видите, он недоумевает тому, почему же русские не испытывают никакого пиетета перед развалинами места, откуда пришла к ним их, собственно говоря, религия.
Роберт Лайалл, 1822 о Херсонесе:
"Среди них [крымских татар] не нашлось кощунственной руки, осмелившейся подняться на эти остатки античности. У русских же таких чувств не было... Херсон давно прославлен в России вследствие того, что крещение Владимира случилось в его стенах. Потому я был тем более удивлён, что ни российское правительство, ни сами русские не чувствуют религиозного благоволения перед развалинами города, где их великий князь принял ту веру, которую впоследствии распространили на свои владения, и которую они исповедуют до сих пор".
Владимир Корнилов, 1846 год: "Я ужаснулся равнодушию России... Неужели все православные России не в состоянии пожертвовать виновнику нашего просвещения столько, сколько гр. Воронцов бросил на прихоть, на фантазию!" (имеется ввиду строительство дворца в Алупке).
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор Алексей Задонский, лицензионные условия CC BY-SA 4.0, prooflink.