По колено в древностях. Часть 22

20220523 hersones bossoly

[херсонесское городище на литографиях Афанасия де Палдо и Карло Боссоли]

Следующий сюжет о котором ... о том, как Херсонес стали считать православной святыней, как и почему это произошло ... последний сюжет, это вопрос о том, как Херсонес превратился в православную святыню. Казалось бы и так понятно, Владимир там крестился и с этого момента Херсонес стали почитать как такое очень важное в православии место, а нет дело, в том, во-первых, что, где крестился Владимир точно неизвестно.

В частности, даже в русской летописи сказано буквально следующее:

"...крестился же он в церкви святого Василия, а стоит та церковь в городе Корсуне посреди града, где собираются корсунцы на торг. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве. Иные же говорят, в Васильеве, а другие и по иному скажут".

Иначе говоря, даже в начале XIX века, когда писали эту самую русскую летопись, уже и тогда были самые разные представления о том, где именно произошло крещение Руси, и Херсонес, или Херсон, или Корсунь в этих представлениях играл отнюдь не главную роль. Более того, после того, как в середине XV века город исчез, о нём вообще забыли, как мы помним из начала лекции. Конечно, в Крыму не было никаких паломников, которые отправлялись бы к месту, где крестился Владимир Святой.

Это, в общем, не удивительно. Ведь, особенность исторического опыта России заключается в том, что место крещения Руси находилось бог знает где. Непонятно где находился этот Херсон. И в любом случае эта земля подчинялась мусульманам, то есть, в общем, врагам. Любой француз во Франции в средневековье, хоть нового времени мог поехать в город Реймс. Отправиться в базилику и увидеть место, где крестился основатель, как считается, французского королевства король Хлодвиг. А любой англичанин мог поехать в Кентербери и посмотреть, где крестились первые английские короли.

Но вот особенность исторического опыта России в том, что так было сделать нельзя. Поэтому, это место забыли и, более того, к моменту присоединения Крыма к России о Херсоне, конечно, помнили, но его не считали местом каким-то святым, центром паломничества, и так далее. Очень характерные слова, которые имеются в житиях святого Дмитрия Ростовского очередное издание которых вышло в Киеве в 1759 году.

Вот, что говорится о Херсонесе: "Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров". Точка. То есть, важным был сам факт крещения, а не то, где это произошло. А теперь сравним описание Киева в этом замечательном памятнике религиозной мысли:

"Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце русской земли, преподобный отец наш Антоний положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева; но откуда через благоверного князя Владимира воссиял свет православной веры во всю землю русскую. Оттуда же Господь благоволил воссиять через преподобного Антония и лучу совершенного законоподвижничества".

Здесь идёт речь об основании Киево-Печерской лавры и вы видите, какие слова употребляются в отношении Киева.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства, данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии, лицензионные условия CC BY-SA 4.0, prooflink.

Похожие материалы сайта: