Люди, которые поехали по следам Кларка, они немедленно обнаружили, что он много наврал. Причём, обнаружили это не только русские, но и следующие поколения английских путешественников, которые, например, с изумлением приезжали в Крым и видели здесь замечательные археологические памятники вовсе даже не уничтоженные. И много чего другого здесь видели. И поэтому они с изумлением и даже некоторым негодованием пишут о том, что Кларк немножко преувеличил.
Павел Свиньин, 1813 год:
"Несколько путешественников, проехав обширную Российскую империю в три месяца, как, например, д-р Кларк, критиковали её язык, не понимая в нём ни единого слова. Воспользовавшись русским гостеприимством, они присвоили себе право клеветать на русских людей и обманывать читателей". Джеймс Александер, 1829 год: "Непостижимо, какое зло причиняют подобные [Кларку] путешественники Давая волю злым страстям в своих трудах, они не только заставляют смотреть с подозрением на тех, кто следует по их стопам, но и подстрекают вражду между народами, чей взаимный интерес заключается в том, чтобы оставаться в мире".
но тем не менее дело уже было сделано и, например, когда начинается Крымская война в середине XIX века, то союзники начинают "спасать" археологические памятники в Крыму. "Спасают" они их известным способом: проводят раскопки и вывозят то, что удаётся найти в Англию и во Францию.
[Раскопки Херсонеса и Керчи в годы Крымской войны Данкан Макферсон Уильям Симпсон]
Потому что нельзя же это всё оставлять. Потому что новые скифы это всё, конечно же, уничтожат. Некоторые рисунки выполнены участниками Крымской войны с изображением того, что удалось "спасти". В частности, вы видите одну из базилик на территории Херсонеса. До сих пор в Британском музее имеется мозаика из Херсонеса, привезённая таким образом. Кларк создал то, что мы называем страшным и непонятным словом "дискурс". То есть, определённый стереотип. Способ определённым образом рассуждать о некоторых явлениях. Этот дискурс русского варварства, к сожалению, существует до сих пор.
И печальная история про вещи из крымских музеев, на которые претендовала Украина и которые голландский суд постановил отдать Украине, она ведь тоже свидетельствует о том, что на западе до сих пор господствует такого рода представление. Ведь один из главных аргументов, которые предъявляла украинская сторона, причём, не только в суде, но и в печати писали об этом много, было то, что оккупанты, оккупировав Крым, конечно, не могут хорошо относиться к археологическому наследию и как-нибудь его поломают, испортят, уничтожат.
Поэтому, надо археологическое наследие, какое можно, отдать в Киев и уж там то с ним будет всё хорошо. То есть, мы видим, что эти идеи у корней которых стояли британские путешественники ещё на рубеже XVII-XIX веков во многом в общественном сознании запада живы и поныне. Печально, конечно.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор Andrew Butko, лицензионные условия CC BY-SA 4.0, prooflink.