По колено в древностях. Часть 15

20220512 muftij dzhami

[интерьеры мечетей в Кефе (Феодосия); слева - акварели А. Н. Воронихина, 1786): Муфтий-Джами (вверху справа - современное состояние и Шахзаде-Сулейман-Хан-Джами (внизу, справа - набросок Н. А. Львова (1803)]

Рисуночки слева принадлежат Андрею Никифоровичу Воронихину. Это известный русский архитектор, который прославился строительством казанского собора в Санкт-Петербурге. Родился он крепостным у графов Строгановых. Когда старший граф Строганов отправил своего сына на юг в образовательное путешествие вместе с его учителем, упоминавшемся мною сегодня Жильбером Роммом, то в компании с ними поехал и молодой Воронихин, которому было поручено зарисовывать отдельные наиболее выдающиеся объекты. Дабы потом, уже вернувшись, домой Павел Николаевич Строганов мог вспоминать о том, где они ездили и что они видели.

В записках Ромма регулярно встречаются указания о том, что "я велел снять рисунок того", "я велел снять чертёж сего", "я приказал нарисовать это". Долгое время считалось, что эти рисунки утрачены; но, когда когда несколько лет назад в [название города произнесено неразборчиво, прим. ред.] началась публикация писем Жильбера Ромма, то в этой публикации французы издали несколько рисунков Воронихина, которые оказались во Франции, которые хранятся в частных коллекциях.

В частности, два таких рисунка, которые называются «Крымские мечети». Внизу, как раз, интерьер мечети Шахзаде-Сулейман-хан-Джами, которая ныне не существует... на наброске русского антиквара Львова она же... видно плоховато, а сверху интерьер мечети Муфти-Джами. Она сохранилась в Феодосии до наших дней. Можно увидеть во что её превратила не очень удачная современная реставрация. Мы видим, насколько исторический интерьер этой мечети отличался. Всё это благодаря Андрею Воронихину, Жульберу Ромму и Баффу Сетруберу [правильность интерпретации имени на слух не гарантирована, прим. ред.].

[Феодосия на рисунках Христиана Гейслера (1794-1801), Роберта Хэя (1807) и Андрея Воронихина (1786)]

Следующий сюжет. Разобравшись с картинками, немножко отдохнув, мы перейдём к следующему сюжету, а именно к тому, как археологические памятники могли становиться элементом идеологии, элементом политической пропаганды, и, в частности, одним из главных использователей археологии в политических целях был уже не раз упоминавшийся Эдвард Кларк, побывавший в Крыму в 1800 году. А Кларк, надо сказать, чрезвычайно популярен. Его «Описание путешествия по России» только при его жизни издавалось пять раз. Оно переиздаётся до сих пор. Цитаты можно встретить в самых разнообразных западных изданиях, и вполне научных, и популярных.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор Vadim Indeikin, лицензионные условия использования CC BY-SA 4.0, prooflink.

Похожие материалы сайта: