[мечеть хана узбека старый Крым сравнение чертежей Хейсти 1798 год с памятников и его археологическим чертежом показывает, что это - проект реставрации]
Вот, куда более интересные чертежи шотландского архитектора. Это, так называемая мечеть хана Узбека в Старом Крыму. Если сравнить его чертёж с текущим состоянием мечети, мы увидим несколько любопытных отличий. В реальности минарет встроен в пространство мечети. Здесь же он вынесен за пределы основного контура здания. Мы видим разное количество колонн, которое есть в реальности и которые сохранились на этом чертеже. Разное количество окон. Обратите внимание на [верхние] окошки и на их отсутствие здесь. Есть мало сомнений, что это не актуальное состояние памятника, это некий проект реставрации, который поручили разрабатывать Хейсти.
Мы знаем, что в архитектуре Хейсти был приверженцем, так называемого, неопаладианского стиля. То есть, стиль, который ценит классическое наследие греко-римской архитектуры, чёткие простые линии [часть текста произнесена неразборчиво, прим. ред.] ...нивелировать. Новый пристроить гораздо лучше. Между прочим, это естественная реакция для людей той эпохи. Достаточно вспомнить, что когда в 1819 году в Крым приехали академик Кёллер и архитектор Паскаль, по поручению академии наук, для того чтобы разобраться, что в Крыму происходит с археологическими памятниками, какие надо подновлять, какие не надо, какая смета должна быть для их реставрации.
Их вывод был такой, что Бахчисарайский дворец надо снести. Потому что он обветшал и в общем никакой ценности не представляет. Поэтому хорошо бы его снести, а на этом месте построить новый большой красивый удачный дворец. Такой подход к реставрации характерен для той эпохи. Поэтому ничего удивительного в подобных рассуждениях Хейсти нет. Точно так же он, по-видимому, готовил план реставрации мечети Джума-Джуми в Евпатории [...] кажется, что современные реставраторы пользовались чертежом Хейста при реставрации этой самой мечети. Не очень удачная была современная реставрация.
[утраченный памятник мечеть Шах-Заде-Сулейман-хан-Джами в Кефе (Феодосия, чертежи Хейсти, 1798)]
Это знаменитейшая мечеть, которая находилась на территории Феодосии. Построил её не кто иной, как муж пресловутой Роксоланы Сулейман Великолепный, который, по молодости лет, был наместником в Кефе, то есть в Феодосии. В начале XVI века была построена вот такая соборная мечеть. Её так и называли ... "мечеть наследника престола Сулеймана". Ещё её называют Султан-Селим, то есть в честь Сулеймана, когда он уже стал правителем османской империи. Эта мечеть не сохранилась до наших дней. Она была разобрана в 30-е годы XIX века. Её облик лучше всего известен благодаря чертежам Хейсти ...сама мечеть, её план и прорисовка передовой стены перед двориком мечети ...это выдающее сооружение было впоследствии разрушено. Более того, благодаря путешественникам мы понимаем, как выглядел интерьер этой самой мечети.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на Wikimedia.org, автор Piotr Matyga, лицензионные условия использования CC BY-SA 4.0, prooflink.