Сегодня, мы [с вами] поговорим о записках путешественников; о том, с чего начиналось изучение прошлого Крыма, археологических памятников на нашем полуострове. Начать я бы хотел с того, чтобы пояснить: почему в качестве названия лекции избрано такое называние, которое вы видите на экране? Почему эта картинка стала заставкой для лекции? Почему она была использована в рекламных материалах?
Это довольно известная литография начала XIX века. Вы видите здесь Южный берег Крыма, район нынешнего Георгиевского монастыря. Собственно говоря, строения монастыря представлены в нижнем левом углу. Мы видим здесь путешественника. Такого хорошо опознаваемого по его европейскому платью. И мы видим здесь двух монахов, которые показывают ему на колонну и что-то объясняют.
К счастью, довольно хорошо можно понять, о чём именно идёт речь. Дело в том, что этот монастырь стал восприниматься после присоединения Крыма к России, как место, где некогда стоял грозный храм таврической богини Дианы или Артемиды. Согласно довольно популярной легенде древнегреческой мифологии некогда, где-то далеко на севере, в стране тавров находился храм, где тавры приносили в жертву всех попавших в их руки чужеземцев в жертву своей богине.
Причём, приносили в жертву довольно хитрым образом: рубили им головы, натыкали на колья, которые образовывали частокол вокруг этого самого храма, а тела сбрасывали в пропасть. Эта легенда, с точки зрения современной исторической науки, не имеет никакого смысла... [как и поиск] её следов где-то на крымских берегах.
C точки зрения современных историков, возникла эта легенда ещё тогда, когда греки крайне плохо себе представляли Крым. Ещё до того, как они его открыли. Они знали только Боспорский пролив, который открывался из Мраморного моря в Чёрное и всё. Дальше, по их представлениям, начинался Великий Океан, который омывал всю обитаемую землю. Чёрное море они воспринимали, как часть этого океана.
Этот океан был близок к преисподней, Тартару. Именно поэтому, в эти далёкие северные края и поместили храм кровожадной богини. То есть, эта легенда вообще не привязана к Крыму изначально. Впоследствии возникло представление, что храм этот действительно где-то есть и если хорошо поискать, то где-то в Крымских горах можно будет отыскать его следы. Вряд ли найдётся хотя бы одна гора на южном берегу, на которой этот храм не искали, а некоторые [искатели] даже и находили.
Монахи Георгиевского монастыря воспользовались этим преданием, приволокли откуда-то колонну, которую стали показывать заезжим путешественникам именно как остатки того самого языческого храма. Поэтому и была написана эта картина. Она по-своему замечательна. Открывая Крым, путешественники одновременно тиражировали самые разные мифы, стереотипы, заблуждения, и так далее. Один из самых главных [крымских] путешественников, Пётр Симон Паллас был [изначально] скептически настроен по-поводу реализма всей этой истории и колонны, неизвестно откуда принесённой.
"Показываемая в [Георгиевском] монастыре древняя колонна из простого известнякового камня, хотя и без капители, но исполнена в самых верных размерах и, вероятно, найдена в каком-либо обвале берега <...> Некоторые думали заключить по ней о том, что именно здесь, за монастырём, стоял fanum daemonis virginis [святилище девственного божества (латинское), отсылка к словам античного автора Страбона в его "Географии", 7.4.2], хотя от постройки подле Айя-Бурун, выше описанной, до угла скалы с чёрным рифом не видно ни малейших следов…". Пёрт Симон Паллас, 1794.
Приехавший в Крым несколько позже Александр Сергеевич Пушкин был уже настроен вполне оптимистично. В своих знаменитых стихах он выразил полную уверенность, что храм здесь действительно когда-то был. [Нужно учесть, что] А. С. Пушкин был известен [своим мнением о том, что] правда художественного вымысла ничуть не менее важна, чем правда фактов.
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь упокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество...
1826.
Поэтому, если выдумано хорошо, то пусть так и будет.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "По колено в древностях": путешественники конца XVIII-XIX веков и крымская археология". Лектор — Никита Храпунов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Симферополь). Лекция прошла 10 ноября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FkffZ-ZKwiI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на сайте музея Государственный Эрмитаж на основани "Правил использования изображений", а именно "Государственный Эрмитаж разрешает использование опубликованных на сайте музея изображений предметов из его коллекций, а также видов зданий и залов для личных, образовательных и информационных целей", prooflink.