Торговля, это основное для итальянских купцов. Товары были как местные, так и прибывавшие. С местным населением активно торговали. Брали и пшеницу, и определённые продукты питания. В Балаклаве рыба. Даже прописано в Уставе генуэзских колоний где что должны были добывать в других городах, соответственно, разные совершенно продукты питания. Поступали разные заморские товары.
Среди них китайское зеркало с рыбами. Возможно, фрагмент сирийского сосуда. Бронзовый может быть иранский или какой-то такой ближневосточный разновесик-грузик, встречаемый уже чуть позже после середины пятидесятых годов XV столетия. После османского завоевания Константинополя поступает такая посуда производства Изника с голубой росписью [изникская керамика, прим. ред.) и местная керамика, которая выпускалась, вероятнее всего, армянскими гончарами. Потому что мы знаем, что в Балаклаве была армянская община и армяне были активными гончарами.
Выпускали продукцию с полихромной росписью, с подражанием восточным кувшинам с декоративными украшениями. Не только эти центры. Византийская керамика XIV столетия. После падения Салоник эта керамика перестаёт к нам поступать. Я здесь подобрала вам сосуды с монограммами святых и хочу отметить, что в Крыму популярностью в этот период пользуется активно такой святой, как Михаил. Он был одним из стражей генуэзского воинства. Он почитался итальянцами.
Конечно, почитался святой Георгий, как покровитель Генуи. Очень много монограмм с именем Димитрий. Это связано, прежде всего, с активной торговлей с Салониками, покровителем которой являлся святой Димитрий. Салоники проводили ярмарочные дни два раза в год. Ярмарки большие, крупные. Съезжались не только византийские купцы, или итальянские, но и активно участвовали османы, несмотря на то, что впоследствии завоевали эту территорию.
Салоники, это крупный торговый центр. Вероятнее всего, наши купцы или наши жители бывали на этих ярмарках и привозили оттуда сувениры. Чашки со святым Димитрием продавались рядом с базиликой святого Димитрия. Там был источник. Из таких чашек пили святую воду, так сказать, причащались и приобщались к вере, и к общине.
Здесь я хочу показать фрагмент трубы и испанская керамика прямо по центру. Она попадает в Крым благодаря генуэзским купцам ещё в конце XIV столетия и её торговля здесь проводилась до завоевания Крыма османами. Керамика очень дорогостоящая. Она покрывалась золотым люстром и, в своё время, даже английская королева за продажу своего сукна потребовала расплатиться золотой посудой, как тогда говорили. Выпускалась она в Испании, в Валенсии, и распространялась итальянскими купцами. Именно итальянскими купцами, потому что основные партии поступали на Сардинию и потом дальше двигались по всему Средиземноморью и в том числе к нам сюда.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "Средневековые купцы и мореходы: генуэзцы в Крыму". Лектор — Наталья Гинькут, историк, учёный секретарь Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес-Таврический" (г. Севастополь). Лекция прошла 27 сентября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O7ZOtnplu_k. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений на wikimedia.org.