Конечно же, проводилась достаточно лояльная политика по отношению к праздникам. Был прислан сюда из Генуи специальный календарь католических праздников. Их было 51. Это обязательные выходные дни. Они могли совпадать, частично, с православными. Там, по-моему, около 18 дней совпадали с православными. Остальные не совпадали.
В этот момент предписывалось обязательно ходить в храм, участвовать в каких-то городских мероприятиях. Они обязательно проводились. Если, это были большие праздники, как, например, к Рождеству, к Богоявлению, к Пасхе. Например, на один из праздников устанавливался в центре на городской ратушной площади, которая чаще всего была возле консульского замка, огромный стол.
Описывалось, как к нему стягивали бесплатные дрова. Это значит мы уже видим и оплату за дрова и, в то же время, это видно за государственный счёт. Красивые поджигались костры. Устраивались фейерверки. В чём выражался фейерверк, конечно, не расписано. Обязательно выделялись средства пожертвований для бедных людей. В пожертвования могли входить орехи, изюм, сладости, хлеб. Конечно же, обязательно, это всё делал консул в момент больших праздников. Делалось это сознательной частью политики.
Например, на Богоявление был такой момент крещения... богоявления... крещения зимнего. Например, консул объявлял заплывы в море. Вода была холодная. Не все смельчаки находились. За это давалось большое вознаграждение и, как пишется, денежное вознаграждение. Потому что чаще всего это были вознаграждения материальные: зерно, хлеб, изюм; а это именно денежное вознаграждение. За такой конкурс проводимый и, как пишет автор этого источника, в основном маленькие дети ныряли в воду, состязались и показывали свои совершенства, умения в плавании, в момент этого праздника Богоявления.
То есть, были такие моменты, как бы, попытки вовлечь население в католическое вероисповедание. Но, многие были устойчивы в своём вероисповедании. Греческие церкви сохранялись. Сохранялись и армянские церкви. Вы знаете достаточно много храмов в Кафе-Феодосии на сегодняшний день сохранилось. Такие мероприятия проводились.
Я ещё раз отмечу, что общины активно принимали участие. В то же время отмечу один момент, что никто не запрещал другого вероисповедания и запретов никаких не было по другому вероисповеданию. Поэтому все праздники проводились. Просто, о них меньше сохранилось источников и записей. Они были неофициальными, а официальные праздники, я напомню, были обязательно выходные. Это, что касается каких-то моментов, связанных с повседневной жизнью общей для Генуэзской Газарии.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Моменты неразборчивости звуковой дорожки обозначены троеточиями. Лекция "Средневековые купцы и мореходы: генуэзцы в Крыму". Лектор — Наталья Гинькут, историк, учёный секретарь Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес-Таврический" (г. Севастополь). Лекция прошла 27 сентября 2018 года в городе Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O7ZOtnplu_k. В качестве иллюстрации использована репродукция из коллекции Wikimedia.org, автор Карло Боссоли, лицензионные условия использования Public Domain, prooflink.