На самых первых этапах, когда в состав Хазарии, даже второй половине седьмого века, входили аланские и проболгарские племена Крыма, хазарская верхушка очень быстро воспринимала все их традиции и очень быстро воспринимала их материальную культуру. Кстати, ранний обряд погребения хазар очень хорошо известен. Он очень характерный и в Крыму не встречается нигде. Пока что и я думаю, что и не будет встречаться. В Крыму он не известен.
Поэтому, очевидно, хазарская верхушка, в Крыму находившаяся, пользовалась такими же предметами материальной культуры, какими пользовалась и основная часть населения. Поэтому, выделить как-то хазар в Крыму мы не можем никак. Будет правильнее говорить не о хазарах в Крыму а о Крыме хазарского времени.
Лощёная керамика, о которой я рассказываю, характерна, прежде всего, для аланского населения Крыма, входившего в состав Хазарского каганата. В Крыму её известно очень мало. В последние годы были обнаружены достаточно интересные лощёные сосуды. Но, всё-равно, этой керамики, по сравнению с классической кухонной салтовской проболгарской посудой, намного меньше. Вероятнее всего её с собой привезли жёны проболгар, а, возможно, и алан. Возможно какое-то, очень непродолжительное, время они её в Крыму производили.
Существовала точка зрения, что эта керамика существует в Крыму очень непродолжительный период времени, а потом она была вытеснена византийской керамикой. Но, на самом, деле эта керамика существовала в Крыму достаточно долго. Традиции её изготовления существовали, и в очень небольшом количестве она производилась вплоть до середины девятого века.
В археологических находках присутствуют и достаточно редкие виды керамики. Например, очень интересная по форме керамика — вытянутые светильники. Абсолютно такие же, один к одному, находят на территории Древней Руси, буквально, ничем не отличающиеся. Как это произошло тоже непонятно, но проболгарские на двести - двести пятьдесят лет старше древнерусских.
При раскопках встречаются знаки, например, на оборонительных стенах хазарского времени, раскопанных в Судаке. Это, как раз, те знаки, которые называются тюркские родовые тамги. Каждый тюркский род имел свой определённый знак. Тот или иной род, который строил тот или иной участок крепостной стены, обязательно на каком-то камне, иногда на двух, иногда на одном камне две тамги встречаются, их ставил и было ясно, что именно этот род этот участок крепостной стены возводил и, очевидно, отвечал за её, скажем так, крепость.
К сожалению, что из них каждый обозначает сказать сложно, но не исключено, что именно эти знаки и послужили своеобразной основой или были одной из составляющих частей при возникновении тюркской рунической письменности Крыма. Находки, связанные с крымской рунической письменностью очень небольшие. Дело в том, что тюркские руны, тюркское руническое письмо, до недавнего времени было "терра инкогнита".
Тюркские рунические надписи на Енисее, на Алтае изучались ещё с 18-го века и в этом вопросе и русские, и советские учёные продвинулись далеко вперёд. И только лишь совсем недавно стали говорить о том, что рунический алфавит существовал и среди проболгар и алан. Некоторые тюркские рунические надписи были известны на территории Подонья. Есть они и на территории Болгарии. Мне кажется, что можно в настоящий момент говорить о том, что существовала и тюркская крымская руническая письменность.
В настоящее время это письмо считается неоднородным. Существует несколько различных вариантов алфавитов рунического письма. Есть, так называемые, донской и кубанский. Мне кажется, что можно говорить и о крымском руническом алфавите. Крымский рунический отличается от всех остальных тем, что в этом алфавите очень активно использовались именно те родовые тамги, те родовые знаки, которые встречаются при раскопках в Крыму.
Что обозначают эти надписи никто пока сказать не может. На сегодняшний день мы только лишь собираем данные. Пока что только лишь пополняется источниковая база. Думаю, что наши последователи, как раз-таки, смогут прочитать, о чём в этих надписях говорится. Это, конечно, удивительный в истории проболгар Крыма момент, подтверждающий не менее удивительный религиозный синкретизм.
Примечание к изображению "Рунический камень с горы Опук": камень с рунами, обнаружен в ходе археологических раскопок, проводившихся Южно-Боспорской экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины под руководством В. К. Голенко; информация о находке впервые опубликована в 1999 году на страницах альманаха "Древности Боспора" (выпуск №2); к настоящему времени научное сообщество не пришло к какому-либо устоявшемуся мнению по-поводу происхождения надписи на камне; в среде археологов существуют обоснованные сомнения в аутентичности данного артефакта.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использованы фотографии блогов сервиса LiveInternet.ru, размещённые пользователями MasterHouse и ПозитивнаЯ.