На смену ямной культуре, где-то, ориентировочно, в середине третьего тысячелетия до нашей эры, приходит катакомбная культура по Городцову или катакомбная культурно-историческая общность. Сегодня она включает в себя очень много культур. Влияние катакомбной культуры распространяется по всему степному Причерноморью, лесостепи и Степному Крыму. Время её существования вторая половина третьего тысячелетия до нашей эры. Вполне вероятно, что она заходит и во второе тысячелетие до нашей эры, но не глубоко.
Характерной особенностью, всё по тому же Городцову, были погребения в катакомбах. Небольших подземных полостях с входом в виде колодца или прямоугольной ямы, в борту которой рылась глубокая ниша, в которой помещали тело умершего. У катакомбной культуры мы сейчас знаем около четырёх хронологических этапов. В Крыму самый ранний этап характеризуется не вытянутым, а скорченным на боку положением погребённого. По сути, это продолжение всё той же ямной традиции. Связь с ямной культурой несомненно на раннем этапе присутствует. На следующем этапе развития появляются захоронения с вытянутым положением на спине.
Среди катакомбных культур степного Причерноморья наиболее близки нашим крымским погребениям погребения, так называемой, ингульской культуры. Они характеризуются керамикой с хорошо выраженным орнаментом и вытянутым положением погребённых. Впервые открыты такие погребения были на территории Крыма, специально выделены Щепинским и Черепановой в особую группу, но ни Аскольд Александрович, ни Елена Николаевна, по причине занятости полевыми исследованиями, не удосужились назвать их крымскими. Сделали это позже, на основе памятников Ингула, Ингульца и Южного Буга. Отсюда и название ингульская культура.
Характерной особенностью катакомбных погребений второго этапа являются сосуды. В большинстве случаев, это уже плоскодонные сосуды, нередко с очень богатым орнаментом. Орнамент геометрический. В символике преобладают треугольники, заштрихованные и незаштрихованные, пояски, опоясывающие сосуд, и солярные изображения. Например, встречаются пояски круглых вдавлений. Интерпретация всего этого сегодня затруднена. Вряд ли мы можем охарактеризовать всю композицию, но основные элементы ясны. Опоясывание, это сохранение сосуда и его содержимого от влияния неких внешних сил; треугольник, это, как правило, символ женского лона; солярный культ, безусловно, связан с какими-то космическими представлениями.
Встречаются сосуды и с интересным орнаментом [типа] "гусенички". Это свёрнутые жгутики, которые оставляют очень интересный яркий своеобразный отпечаток. Встречаются, так называемые, пистоны, полукруглые элементы орнамента. Сосуды интересны ещё и присутствием на их поверхности, а, возможно, и в глине охры. Видимо, такие сосуды в достаточной степени можно связать и с какими-то культовыми представлениями.
Если мы будем говорить о религии, то наиболее ёмкой характеристикой их религиозных воззрений будет шаманизм. Большего мы не знаем и сказать не можем. Об их космогонии у нас представления нет. Коллега Кропотов [Кропотов Виктор Валерьевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела античной археологии ФГБУН "Институт археологии Крыма РАН", прим. ред.], сидящий в левом ряду сзади, наверное, помнит Юру Шелова, который написал несколько книг, посвящённых космогонии эпохи бронзы. К сожалению, эти книги в наших библиотеках отсутствуют. Прав был коллега Шелов или не был прав, я сказать не рискну, это слишком далеко.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Кочевники эпохи палеометалла: бронзовый век в Крыму". Сергей КОЛТУХОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН. 16 мая 2018 г., г. Симферополь, Центральный музей Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/IetSobvRB9s. Для иллюстрации использована схема из библиотеки изображений сайта Археология России.