Итак, особенности бронзового века. Основной материал, из которого изготовлялось оружие и орудия труда, бронза. Самые распространённые в погребениях и на поселениях бронзовые проколки и бронзовые ножи. Параллельно с бронзой существовал и очень хорошо использовался камень. В первую очередь кремень. Можно [обнаружить] разнообразные наконечники стрел. Дорогостоящий металл на стрелы не тратили, и наконечники дротиков, иногда их называют ножами, но, честно говоря, функциональное их назначение чётко не определено. Кремниевые вкладыши серпов. Кремниевые серпы использовались вплоть до начала железного века. Металл на них не тратили. Лишь тогда, когда железа стало много, кремниевые вкладыши в серпах заменили металлической рабочей частью.
Начнём с периодов, с этапов, с археологических культур. Самый ранний период эпохи бронзы у нас представлен памятниками ямной культурно-исторической общности. Это первая половина третьего тысячелетия до нашей эры. В этой общности существует отдельная группа памятников, которую выявил впервые в пятидесятые годы [прошлого века] Аскольд Александрович Щепинский. Как тогда было модно, оно и сейчас модно, и правильно, [открытые] новые археологические культуры [именовать] по названию кургана. [Таким образом, курган] Кеми-Оба, под Белогорском, «создал» кемиобинскую культуру.
Что характерно для кемиобинской культуры? Погребальные сооружения из каменных плит, так называемые каменные ящики, и, если эти ящики сохранились в хорошем состоянии, роспись их стен. В росписи использовались сажа, чёрная краска, известь, белая краска, охра, красная краска, и иногда жёлтая охра. Характерной особенностью кемиобинских росписей является геометрический стиль. Они не отходили от геометрии. Почему это было так сказать достаточно сложно. Но что есть, то есть.
[В качестве примера можно привести] известный памятник из района села Пионерское, который, к сожалению, копался в девяностые годы и сохранить нам его не удалось. Нам его не удалось вывезти. Я не скажу, что он погиб. Он стоит на своём месте, но росписи поблекли. Восстановить их большого труда при современных технологиях не представит. Однако, они у нас зарисованы. Вот, сидящий в конце зала господин Надикта [Виктор Надикта, старший научный сотрудник Центрального музея Тавриды, прим. ред.] с этим делом в своё время прекрасно справился, скопировав эти росписи в натуральную величину.
Что можно сказать о кемиобинской культуре? Она возникает в третьем тысячелетии до нашей эры, и признаки её постепенно растворяются к рубежу третьего и второго тысячелетий до нашей эры. Когда её выделял Аскольд Александрович Щепинский, он связал её, курганы и яркие погребальные сооружения, с поселениями Горного Крыма. Насколько он был точен и объективен в своей кандидатской диссертации сейчас сказать сложно. Я вам уже говорил об особенностях Горного Крыма, здесь нужны новые обстоятельные и достаточно долгие полевые работы. После этого что-то сумеем сказать. Возможно, нам удастся сохранить кемиобинскую культуру. Если нет, то она войдёт в ямную культуру, как одна из групп.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Кочевники эпохи палеометалла: бронзовый век в Крыму". Сергей КОЛТУХОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН. Лекция прошла 16 мая 2018 г. в г. Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/IetSobvRB9s. Для иллюстрации использовано свободно распространяемое изображение из коллекции сайта Большая российская энциклопедия.