А ещё, за многие годы раскопок, под скалой мы стали находить, ценой в полкопейки, но, всё-таки, золотые, предметы. Смотрите, бляшечка такая, бляшечка сякая и несколько кусков крупных накладок на что-то бронзовое. В городе просто так золото не валяется. Такого не бывает. Такие бляшки, просто так, в городе валяться не могут.
Есть серьёзные причины считать, что это нашивки, может быть погребальные, может и не погребальные, но, во всяком случае, парадный царский костюм. То есть, это грабительский выброс. Они очень хорошо укладываются, с одной стороны, во время, а, с другой, связывая это захоронение с миром сарматским. Недаром, боспорские цари называются иногда сарматской династией (Рескупориды, Ремиталки).
Кто же там был захоронен? Мы считаем, что Тиберий Юлий Евпатор. Он правил, как раз, во второй половине второго века нашей эры. И чем-то это был замечательный царь? Его тамги, с его именем, долгое время продолжали ставить на всякие украшения. Чем-то он, видимо, запомнился. К сожалению, для нас это тёмное время. Мы ничего не знаем из этой истории.
Интересно, что, не успевают они построить эту гробницу, как ещё лет через десять там возникает новая усадьба. Рядом, прямо. Видите, вот гробница, а вот усадьба. То есть, прямо около гробницы. Мы нашли её центральный дом, вот, такие два дворика-предбанничка и вот здесь огромный подвал, что только туда не ставили. Видите, вот, найден, вставленный туда, кусок мраморной скульптуры, колона вывалилась, просто, в качестве стенки служила, а, вот это карниз от храма.
Ещё интереснее, там были свинцовые скрепа сбоку. До того, как стать карнизом от храма, это была половина мраморного надгробия четвёртого века. То есть, надгробие развалилось, они его вытесали и сделали карниз; храм развалился, вставили его в качестве перегородки. Всё шло в дело. Вот, два помещения усадьбы. Вот, этот подвал, ну, просто, Помпеи, видите, стоящие амфоры у стен, там лежала кучка керамических грузил для ткацкого станка, а здесь, такой, из трёх плит, стоял такой, как сейф открытый и там ничего. То есть, отсюда люди уходили, явно они всякую мелочь оставили.
Надо сказать, что В. Ф. Гайдукевич рядышком, буквально в пяти метрах отсюда, нашёл две золотые монеты на полу. Видимо, так быстро убегали, что всё это у них попадало. Про эту усадьбу я говорил: "Последние жители Мирмекия Античного". На рубеже четвёртого и третьего веков они уходят и всё. Дальше начинается средневековье. И здесь тоже тамга. Близкая, если ей рожки приставить, к этой тамге, на чаше будут боспорские цари.
Буквально несколько слов о том, что произошло после ухода из античного Мирмекия людей. Куда ушли? Да, в Пантикапей скорее всего. В средневековье на этом месте была какая-то хазарская деревенька. Её очень редкие следы находятся. Потом, прямо поверх этого римского, вот этот римский подвал, а вот здесь раз, два, три, четыре, пять, это всё средневековые могилы двенадцатого-четырнадцатого веков. За моей спиной была малюсенькая средневековая крепость. От неё осталось-то всего-ничего. Видимо, над гробницей они построили башню. Известно её [крепости] название "Пондико". Мирмекий сделал карьеру, он стал Пантикапеем. В средневековье "Пондико", это Пантикапей. Сам Пантикапей назывался [тогда] Боспоро.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Мирмекий: большие тайны маленького города". Александр Бутягин, заведующий сектором античной археологии Государственного Эрмитажа. Лекция прошла 26 мая 2018 г. в г. Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/a5ekX3R8tAI. Для иллюстрации использована фотография из коллекции сайта Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.