Ещё из забавных находок, детали ключей. Но, уже здесь использовались, как подвески. Вот, такие гермы бронзовые нашли. Два на руинах этой усадьбы. Они отлиты в разных формах. Мы сначала думали в одной, но нет, детали отличаются. А, это внутренние детали замков от шкатулочек. А, где шкатулочки, там и денежки. Монеты, конечно, там есть, но они позволяют, просто, датировать эту усадьбу.
Первая усадьба, вот эта, богатейшая, исчезла в середине второго века. И тут происходит очень странное событие. В это время, прямо на скале, вроде бы посередине усадьбы, строится гробница. Мы раньше не могли понять почему? Ну, как можно в середину деревни вставить гробницу или в город. Сейчас совершенно ясно, что в это время здесь были руины.
Гробница удивительная. Вот, она на плане Поля Дюбрюкса. Она ему так понравилась, что он нарисовал её красным. Он, правда, думал, что это башня. Так она выглядела в девятнадцатом веке: стена [высотой] до трёх с половиной метров из огромных блоков и примерно шестнадцать-семнадцать метров в диаметре. Вот, такое сооружение. Сверху оно было всё застлано каменными плитами. К сожалению, сейчас от него ничего не сохранилось. Почти ничего не сохранилось. Потому что, в 1924 году забутовывали Керченский пролив и для простоты все камни памятника закинули в пролив. Осталось их, буквально, с десяток. Это обидно. Это было самое выразительное римского времени захоронение на Боспоре.
В 1834 году матросы карантинной стражи стали копать там яму под флагшток и наткнулись на остатки саркофага. Прибыл директор керченского музея Антон Бальтазарович Ашик (1801—1854) и изъял саркофаг. Он попал, сначала, в керченский музей, а со строительством Нового Эрмитажа был переправлен в Петербург. Это, тоже, была целая история. Как они его везли на лодках. Сначала до Ростова. Потом, там попали в наводнение. А, потом пароход его забрал. Потом, его перевозили через междуречье Волги и Дона. В-общем, история такая замечательная. И, этот саркофаг является самым большим [найденным] [мраморным] саркофагом Северного Причерноморья. Находится у нас в отделе. Вот, он в экспозиции сфотографирован.
Саркофаг этот сделан в Афинах в третьей четверти второго века нашей эры. Сверху на нём фигуры мужчины и женщины, а снизу, здесь не очень хорошо видно, он сильно побит, но это сцена «Ахилл прячется среди дочерей царя Дикомида"... и приходят солдаты и труба в ухо прямо ему дудит, есть многочисленные аналогии, и он, испугавшись, точнее, героически схватившись за оружие, бросился защищать всё. Но, это, просто, Одиссей придумал, чтобы выманить его и уехать воевать за Трою. Почему изображали такой смешной эпизод? Да, великий герой в женском, можно сказать в юбке, выскакивает вперёд. Потому что, считалось, что Ахилл в этот момент сделал свой выбор. Если бы он продолжал выдавать себя за девушку, он бы остался в живых. Он знал, что должен погибнуть под Троей. Нет, он сделал выбор. Выбор в сторону смерти. Поэтому, изображение на саркофаге.
Нет никаких сомнений, что это саркофаг царя. Сама постройка огромная. Вот, единственная сохранившаяся дореволюционная фотография изображающая, скорее всего, А. Е. Люценко возле этих камней. Но, тоже, камней стало меньше. Потому что, Поль Дюбрюкс рисовал их в двадцатом году, а это уже 1868. Этого [всего сейчас уже] нет.
Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Мирмекий: большие тайны маленького города". Александр Бутягин, заведующий сектором античной археологии Государственного Эрмитажа. Лекция прошла 26 мая 2018 г. в г. Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/a5ekX3R8tAI. Для иллюстрации использована фотография из коллекции Яндекс.Картинки, автор не установлен.