Мирмекий, тайны маленького города. Часть 10

20200427 fish dish

Рядом, при раскопках аналогичного дома, они через улочку маленькую стояли, нашли вот такой фрагмент высококачественного рыбного блюда [на иллюстрации приведено изображение иного блюда, также найденного на Керченском полуострове, прим. редактора]. Его мастера называют мастером уппсальской вазы. В Уппсале тоже находится блюдо этого мастера. Когда-то, к нам в Эрмитаж приехал учёный, который первый стал изучать эти рыбные блюда. Он чех.

И он говорит: "Я, конечно, дал им хорошие названия правильные; но для себя я определяю их по-другому. Вот, это мастер умных и злых рыб, а вот там мастер красивой глупенькой рыбёшки". В экспозиции, действительно, разные рыбные блюда, с разными осьминогами, но везде есть такая несерьёзная маленькая рыбка. Такие простые вещи, совершенно ненаучные, очень хорошо работают. Если для себя такие названия точно дашь, то сразу будешь определять. Так что, мастер умных и злых рыб у нас присутствует.

Как видите, торчит маленький кусочек свинца из этой вазы. Это говорит, что её чинили. Когда разбивался сосуд, греки [его ремонтировали]. У них был довольно надёжный клей. Это, в первую очередь, смола разнообразная. Но, смола, как вы понимаете, чтобы она застыла должно пройти очень длительное время. Она хорошо герметизирует. Поэтому, делали две дырочки и свинцовую скрепку туда вгоняли. То есть, свинцовые скрепы держали, а какие-то смолистые вещества клеили. Обычно остаются только дырочки, а тут … кусочек свинца. Так что, ценили этот сосуд. После того, как его кто-то разбил, его ещё раз починили. К четвёртому столетию относится и вот этот поразительно странный объект, который до сих пор не объяснён. Он находится на самом краю городища. Вообще-то, мы начали копать там считая, что там будет архаика. Я же специалист по архаическому, а не классическому периоду. Я её всё время хочу найти.

Вот, здесь уже римские слои прошли, сейчас мы найдём, начали копать. Сверху сначала мы нашли эллинистический зольник, неожиданно для нас. Мы к нему ещё вернёмся. Он был очень интересен и под ним нашли некое пятно, и я всё время начальнику участка говорил: "Надо докопать. Давай докапывай". Она всё докапывает и докапывает. И, неожиданно, это бесформенное пятно превратилось в очень ровное пятнышко размером пять на пять метров. Потом, превратилось в ровный четырёхугольник. И мы уже стали копать ямы. Когда-то, работники раскопа высока смотрели на людей, идущих к пляжу, а теперь стали выглядывать снизу. Яма была забита мощными камнями, огромными плитами. Снизу оказалась вымостка и три стены, а четвёртой нет, видимо, не успели сделать.

Вот, рабочий эпизод, оцените, причём между этими крупными камнями всё было тоже забито камнями ... кубов, наверное, сорок камней мы оттуда выкатили просто вручную. Потом уже без крана было никак. Наконец, на радость работников они поняли, что это они вынут уже не руками. В результате, появились вот такие стены. Это, так называемый, "ложок на тычок". Очень редкий вид кладки. Посмотрите, как вписана к скале стена. Просто, аккуратно подтёсанная. Не скажу, нож не пролезет. Нож пролезет, но, вообще, очень качественная кладка. Причём, ещё и парадная, с так называемым, рустом, чуть выдвигающейся центральной частью.

Вот, кладка из огромных блоков. Видите, здесь была подтёска под другую стену. Что-то здесь строили грандиозное. Высечки в скале достигали семи метров вверх. То есть, они к краю скалы прирезались и вырезали такую штуку. Что это? Мнения учёных разделились. Как говорят, в данном случае приезжал даже Владимир Петрович Толстиков и сказал: "Даже у нас в Пантикапее нет таких огромных каменных блоков до этого времени". То есть, это очень богатая постройка.

Мои многие коллеги считают, что это башня. Меня смущают две вещи. Во-первых, башня вниз? Это как-то нерационально. Она прикрывала порт, возможно. Но, парадные блоки в подвале? Это тем более странно. Сами понимаете, что парадные блоки всегда наружу. Башня красивая стоит парадная, зачем же вовнутрь? У меня не менее странное предположение, что это попытка сделать гробницу. Это время близкое к концу четвёртого века. Такое ощущение, что город лежал в руинах. Об этом мало сведений, потому что, у нас мало раскопано домов четвёртого века. Похоже, что город, в силу каких-то событий, был очень повреждён.

С одной стороны, что здесь делать гробнице? С другой стороны, всего в десяти метрах от этой гробницы, ну в пятнадцати, находится другая гробница, сделанная на этом же мысу. Очень он был заметен и хорош. В любом случае, эту гробницу не достроили. Возможно, это связано с историями о схватке сыновей царя Перисада I за власть в конце четвёртого века, которая закончилась победой Евмела. И, возможно, Сатир I, как первый царь, стал строить себе там гробницу. Да, не достроил. Потому что погиб в битве.

Датировка этого места очень хороша. Вот, как раз на дне, специально для нас, осталась хорошо датированная пелика краснофигурная. И вот, как это всё выглядело вместе. Величественное зрелище. Во всяком случае, для нашего маленького города.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Мирмекий: большие тайны маленького города". Александр Бутягин, заведующий сектором античной археологии Государственного Эрмитажа. Лекция прошла 26 мая 2018 г. в г. Симферополе, в Центральном музее Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/a5ekX3R8tAI. Для иллюстрации использована фотография из ленты новостей официального информационного сайта строительства Крымского моста.

Похожие материалы сайта: