Тавры: живущие разбоем и войной

20190325 tavrskij yashhik

Курс открытых лекций проекта "Открытая археология"

Тавры: живущие "разбоем и войной"

Лектор: Игорь Храпунов, доктор исторических наук, профессор КФУ им. В. И. Вернадского.
Лекция прочитана 24 октября 2018 года в Центральном музее Тавриды.
Текст лекции приводится с незначительными редакторскими стилистическими правками.
Полная видео-версия доступна по ссылке: https://youtu.be/cMdXHTsm29E

Здравствуйте, попробуем сегодня поговорить про тавров. О том, что это за народ, где они жили, откуда проявились, куда исчезли, какие памятники оставили на нашем полуострове, что о них писали древние авторы.

И так, тавры. Начнём с того, откуда мы вообще знаем, что был такой народ и что жил в Крыму, а не где-нибудь ещё? Об этом свидетельствуют, как принято говорить у историков, письменные источники, то есть авторы, которые жили в древности, были современниками тавров или жили чуть позже, и о них писали.

Из этих авторов самый древний, самый первый и подробнее всех написавший о таврах Геродот из Галикарнаса, знаменитый «отец истории». «История», так называется его сочинение. Оно состоит из девяти книг.

Четвёртая книга почти вся посвящена северному Причерноморью в основном скифам, но не только им. В этой книге Геродот впервые написал о таврах. Я сказал о том, что это самый подробный источник, но вы должны понимать, насколько он подробен. Если набрать этот рассказ шрифтом, например, 12-ым, весь текст Геродота, который относится к таврам, займёт чуть больше половины странички А4, тем не менее он самый подробный.

Два момента особенно важны в описании Геродота. Во-первых, он написал где жили тавры, а во-вторых, он описал их, боюсь сбиться на тавтологию, необычные обычаи, то что отличало их от всех других.

Жили они и населяли, как пишет Геродот, страну гористую и выступающую в Понт. Понт - это Чёрное море, которое начинается от города Керкенитиды и заканчивается скалистым полуостровом.

Керкенитида, по мнению большинства современных исследователей, хотя и не всех, находилась на месте современной Евпатории; скалистый полуостров -  это, в терминологии Геродота, Керченский. Получается, к югу от линии, которую можно условно провести между современной Евпаторией и Керченским полуостровом, жили тавры.

Геродот пишет о том, что тавры нападали на эллинов и всех прочих в море; захватывали их и приносили в жертву своей богине, которую звали, по-гречески «партенос», а по-русски, обычно, переводят словом «дева». Храм этой «девы» находился на утёсе.

Геродот собрал сведения из двух каких-то неизвестных нам источников. Согласно одному из этих источников пленников били дубиной по голове, отсекали им головы, и головы прибивали к деревянному столбу, а тела сбрасывали с утёса, на котором находился храм.

Другой источник Геродота соглашается относительно того, что их убивали дубиной, и также относительно того, что головы прибивали к столбу, но пишет о том, что тела их закапывали в землю, а не сбрасывали с утёса. В-общем, разница невелика.

Кроме того, Геродот пишет, что всех пленных, захваченных во время военных действий, тавры тоже убивали, а головы их несли домой, насаживали на кол и этот кол поднимали над крышей своего дома чаще всего над дымоходом. И заканчивает он своё описание тавров такими словами: «...они живут разбоем и войной».

Вот почти всё, что рассказал о таврах Геродот. И этот его рассказ произвёл, не скажу что неизгладимое, но большое впечатление на современников и почти все более поздние авторы, тоже древние, но которые писали после середины пятого века до нашей эры, после Геродота, знали о таврах только то, что рассказал Геродот. Иногда они фантазировали, если можно так выразиться, придумывали собственные сюжеты. Среди таких сюжетов есть очень знаменитые, но фактические их знания базировались только на том что написал Геродот.

Из знаменитых сюжетов вспомним, например, Эврипида, одного из величайших трагиков древности, написавшего «Ифигению в Тавриде», одну из своих знаменитых трагедий, действие которой происходит в Крыму. Ещё один знаменитый сюжет связанный с этим принадлежит перу Овидия.

Овидий, один из главных, если можно так выразиться, лириков писавших на латинском языке, живший в Риме, но из Рима высланный в эпоху Августа, в первом веке до нашей эры. Отправили его в город Томы на территории современной Румынии в Западном Причерноморье.

Там он страшно мучился, страдал оторванный от столичной жизни, было ему холодно, Дунай замерзал, этого он никогда не видел, ходили всякие варвары в штанах вроде сарматов и даков, что тоже ему было совершенно непривычно, и сидя в Томах он писал эпистолы «Письма с Понта». Смысл эпистол заключался в том, что пора его простить и пустить обратно в Рим, где ему было так хорошо.

В одном из этих писем он упоминает старика тавра, который как-то приблудился в эти Томы, уж не знаю как, и этот старик рассказал ему, что у него на родине в Таврике имеется храм богини Девы, к которому ведут сорок ступеней, и в этом храме есть мраморный алтарь, и этот алтарь был белым когда-то, но стал розовым от крови чужеземцев, которую на него проливали во время жертвоприношений. Этот рассказ Овидия много раз привлекался для интерпретации диких обычаев тавров, но специальными исследованиями показано, что Овидий, на самом деле, ничего кроме Геродота о таврах не читал. Всё что написал Геродот он знал, а дальше фантазировал.

Многие античные авторы так или иначе тавров упоминали не зависимо от Геродота, используя иные источники. Например, Диодор Сицилийский, знаменитый античный историк, который жил в первом веке до нашей эры, написал сочинение, которое называется «Библиотека». И там он упоминает о событиях, которые происходили на территории Боспорского царства и о жизни царя, которого звали Евмелом. Этот царь прославился победами над пиратами, и среди этих пиратов Диодор упоминает тавров. Таким образом, независимо от Геродота мы получаем подтверждение тому, что тавры грабили помаленьку несчастных эллинов.

Есть ещё один независимый автор не менее знаменитый чем Геродот. Это Страбон. Страбон жил на рубеже нашей эры. Он умер в шестнадцатом или восемнадцатом году нашей эры. Написал свою знаменитую «Географию» в семнадцати книгах. Страбон был такой же знаменитый географ, как Геродот историк. И Страбон совершенно независимо от Геродота, он пользовался другими источниками, кое-что написал о таврах, чего не знал Геродот или о чём не написал Геродот.

В частности, Страбон называл тавров скифским племенем. «Скифское племя тавров», пишет Страбон, пишет о том, что когда-то тавры занимали всю территорию Крыма. Геродот же писал только о горной части: тавры в горах, скифы в степях, Боспорское царство на месте Керченского полуострова, западный и северо-западный Крым - это Херсонес и его хора.

Страбон же писал, что когда-то, но когда неизвестно, тавры занимали весь Крым. Кроме того, он назвал то самое «знаменитое» место, где тавры грабили греков. «Симбол Лимен» называет его Страбон, это «Бухта символов», современная Балаклаская бухта.

Ещё упомяну одного двух авторов, гораздо более поздних. Знаменитый Тацит, римский историк, описывал события которые происходили на Боспоре и во время которых впервые, кстати говоря, римляне оказались в Крыму. Это был период борьбы за Боспорский престол, о которой я сейчас не буду говорить.  Война закончилась в 49 году нашей эры. И римляне после этой войны возвращались вдоль берегов тавров, и разыгрался шторм, и выбросило их на берег, и тавры убили там многих солдат, а также префекта когорты. И мы видим, что в 49 году нашей эры тавры действуют в Крыму, как вполне реальная сила.

И последний автор документального источника это, Аммиан Марцеллин. Аммиан Марцеллин написал сочинение «Res gestae» (с латинского «Деяния», иногда переводится как «История», прим. редактора). Написал он его в 4 веке нашей эры, когда уже никаких тавров не было. Тем не менее, о них кое-что сообщил такого, чего не сообщали другие. Он написал так: разделённые на различные царства тавры, среди которых особой грубостью отличаются арихи, синхи и напеи. «Разделённые на различные царства», написал он по-латыни, но все современные авторы современные историки понимают это так, что вероятно, тавры не были единым народом с точки зрения Аммиана МАарцеллина, а делились на некоторые племена, три из которых он перечисляет.

Кстати говоря, Аммиан тоже успел упомянуть о таврской богине которой приносят в жертву людей. Только он называет её уже не «партенос», как Геродот, а «арселоха». По его мнению, существовало святилище у тавров к стенам которого тавры прибивали головы, отсечённые у жертв, взятых до этого в плен.

Вот что пишут авторы нарративных сочинений если говорить в двух словах. Ещё нужно сказать, прежде чем мы доберёмся до археологии, об эпиграфике. Эпиграфика - это наука о надписях на твёрдых материалах, на разных, не на папирусе, не на бумаге, не на коже, а на твёрдых материалах. Чаще всего, конечно, таким твёрдым материалом является камень. Эти надписи на камнях и изучает наука эпиграфика. И эти надписи тоже оставили некоторые свидетельства о таврах. Самые, наверное, известные из них и самые понятные это надгробье, найденное на некрополе Пантикапея.

Пантикапей - это столица Боспорского царства на месте современной Керчи. На его некрополе найдено надгробие, на котором написано, что здесь покоится «муж многими желанный по имени Тихон а родом тавр». Причём, это я сказал прозой, а на самом деле это стихотворная эпитафия. И тут мы видим, что в самом сердце столицы греческого государства Боспорского царства похоронили какого-то человека, в середине 5-го века до нашей эры, который носил совершенно греческое имя Тихон, но родом он был тавр. Совершенно непонятно что это означает. Все авторы, как один, пишут о таврах, как о совершенно замкнутой общности, которые если и общались с греками, то отсекая им головы. А тут, какой-то тавр забрался прямо в столицу Боспорского царства.

Знаменитый декрет в честь Диофанта, наверное, самая большая из  надписей найденная в Крыму. В конце второго века до нашей эры в Крыму развивались бурные события и Миридат IV Евпатор, царь Понта, прислал сюда в Крым своё войско во главе полководцем Диофантом.

Этот Диофант прибыл в Херсонес, а потом сделал так много в течение четырёх военных компаний для херсонеситов, что они поставили ему бронзовую статую, а на известняковом постаменте высекли надпись в честь Диофанта, где перечисляют его многочисленные заслуги.

Первое что сделал этот Диофант, когда прибыл в Крым, как сказано в надписи, то переправился «на ту сторону и подчинил окрестных тавров». Что это за «та сторона»? Никто не понимает. То ли Северная сторона Севастополя, то ли что-то другое, но, во всяком случае, это где-то недалеко от Херсонеса. Благодаря этой надписи, мы видим, что в конце 2-го века до нашей эры тавры обитали где-то неподалёку от Херсонеса.

Далее, в нескольких надписях первого века нашей эры, найденных уже на  Боспоре речь идёт о победах Боспорского царя Аспурга над таврами. Значит, тавры действовали где-то в Крыму ещё в первом веке нашей эры и, наконец, последнее в Херсонесе надгробие двух врачей.

Два врача похоронены вместе, они римские вольноотпущенники. Латинская надпись на их надгробии и там сказано, что то ли оба они, то ли один из них, по имени Ведитрепт, был убит таврами. И мы видим, что в конце первого века тавры ещё где-то тут. Это важно помнить, потому что когда мы дойдём до археологии мы увидим археологическую пустоту в отношении тавров в это время, а письменные источники о них пишут.

Теперь сделаем одно отступление, которое, как мне кажется, будет не бесполезным, о названиях «тавры» и «таврика». Таврика, так в древности назывался полуостров Крым. Тавры - это народ. Откуда название? На этот счёт существуют разные гипотезы.

Предварительно скажу, есть такое греческое слово «таврос», что означает быки. И самые первые исследователи тавров, которые ещё ничего не знали об археологии тавров и пользовались только письменными источниками, например, немецкий учёный ... [здесь неразборчиво, прим. редактора] или русский академик Иван Иванович Толстой.

Они думали, что у тавров был культ быка, что они поклонялись быкам. И поэтому, греки назвали их таким образом, «таурус», то есть быки. Скажу, что это чисто умозрительная гипотеза, которая никаких подкреплений ни в письменных, ни в археологических источниках не имеет.

Другую гипотезу, которая на долгое время стала господствующей, высказал Михаил Иванович Ростовцев, знаменитейший крупнейший из всех когда-либо живших в России историков античности. Упомянутый уже Иван Иванович Толстой написал книгу «Остров Белый и Таврика на Эвксинском Понте», а Михаил Иванович Ростовцев написал на эту книгу рецензию и в этой рецензии он предположил откуда появилось название тавры.

М. И. Ростовцев понимал, что никакие быки с таврами не связаны и предположил следующее. Тавры - это народная этимология, то есть люди, греческий народ, если можно так выразится, сами придумали или сами объяснили какое-то таврское слово. Тавры, как-то называли себя по-таврски, каким-то своим таврским словом. Греки не понимали значение этого слова, но по звучанию, по созвучию, оно напомнило им греческое слово «таурос». Поэтому, они стали тавров так называть. Кажется такое совершенно умозрительное заключение. Но напомню вам, что в народной этимологии это очень распространённый эпизод среди народов, которые живут рядом друг с другом или сменяют друг друга.

Крым даёт чудесные примеры. Когда выселили татар пришли русские и Кара-Су превратилась в Карасёвку, Кош-Кая превратилась в Кошку, Сюрень превратилась в Сирень. Только по тому, что русские слышали эти татарские слова, но они им ничего не говорили. Поэтому, Кара-Су («чёрная вода»), хотя никто никакого карася там не поймал, стала Карасёвкой ибо напомнила русским милых их сердцу карасей. По мнению М. И. Ростовцева так же дело обстояло и в древности. Греки слышали, не понимали, и по созвучию заменяли своим словом.

И, наконец, последняя гипотеза, которую переложила Элла Исаковна Соломоник, наш крымский исследователь, в 70-е годы прошлого века. Она обратила внимание на, казалось бы, очевидный факт, на который не обращали внимание её предшественники, что корень «тавр» достаточно распространён был в древности. И есть разные народы название которых происходит от этого корня. Они все живут в горах. Есть горы у которых в название входит этот корень тавр. Самый понятный пример это Малоазийский Тавр, горная система, которая и сейчас так называется и является крупнейшей в Малой Азии.

По мнению Эллы Исаковны Соломоник, греки когда прибыли в Крым в ходе великой греческой колонизации и обнаружили тут горцев, то этих людей они назвали именем, которым привыкли называть горцев в других местах «тавры», а горы «Тавр». И, поэтому, полуостров получил название не от имени народа как все до этого думали а от названия гор. Таким образом, горы «Тавр» дали название и народу который тут жил и всему полуострову, на котором они находились. Такова гипотеза предложенная Э. И. Соломоник. Это всего лишь гипотеза не более того. То есть, более менее логичное построение. Прямых доказательств этому нет, но нет и других мнений на сегодняшний день, кроме тех, что я вам изложил о происхождении названия тавров и Таврики.

Теперь, наконец-то, и к археологии добрались. Есть группа памятников в Крыму, которую все исследователи без исключения связывают в таврами. Это могильники из каменных ящиков.

Могильники из каменных ящиков, расположенные на Южном берегу Крыма и на Главной гряде Крымских гор, это те памятники, которые бесспорно принадлежали таврам, и я, чуть позже, скажу почему бесспорно. Заметьте, что все эти каменные ящики разграблены. Есть только один в Крыму могильник, который достался археологам не разграбленным. Он называется Молмуз [здесь неразборчиво, правильное прочтение имени не гарантируется, прим. редактора] и расположен в Байдарской долине. Раскопал его Н. И. Репников ещё в начале двадцатого века. Все остальные разграблены. Потому что, они возвышаются над поверхностью земли, бросаются в глаза, и грабили их все кому не лень с древности до наших дней.

Бытует такая, не знаю как это назвать, легенда, мнение или что-то иное, которое позволяет некоторым людям называть эти каменные ящики крымскими дольменами, иногда даже в газете мелькнёт что-то такое. На самом деле, дольменов в Крыму нет ни одного. Дольмены превосходят эти каменные ящики в два раза в любом измерении, хоть в ширину, хоть в высоту, хоть в длину. У настоящих дольменов есть одно качество, которого нет ни у одного каменного ящика, но которое обязательно есть у дольменов. А именно, отверстие в одной из стен: либо круглое, либо прямоугольное; чаще всего в восточной стене короткой. Там, где действительно есть дольмены, в Британии, по всему побережью Атлантического океана, в Средиземноморье, Восточном Причерноморье, они гораздо больше по размерам относительно таврских ящиков и обязательно имеют отверстие. Так что термин дольмены к каменным ящикам не подходит.

Несмотря на разграбление, всё-таки, при раскопках этих каменных ящиков кое-что археологам удаётся отыскать. Из реконструкций видно, что плиты, из которых состоят эти конструкции, немного закопаны в землю, но в целом весь ящик возвышается над землёй.

Что касается погребальных обрядов, то две особенности можно отметить. Первая, погребённый человек лежал на боку и в скорченном положении. Все останки, которые удалось зафиксировать археологам, находятся в таком скорченном положении, на боку. Вторая особенность заключается в том, что каждый каменный ящик служил для погребения не одного, а многих людей. Когда он заполнялся, кости выбрасывали, оставляли черепа, как символ, и продолжали хоронить. В одном из каменных ящиков Малмуза найдено 68 таких черепов. На самом деле многократные погребения проводились во всех каменных ящиках.

Находят в них не очень много: нет никаких драгоценностей, есть некоторые предметы вооружения, бронзовые наконечники стрел ничем не отличимые от скифских, мечи, тоже абсолютно скифские, восьмёрковидные бляшки, которые нашивали на одежду, булавки, гривны (на шею надевавшийся обруч) и некоторые другие вещи. Украшения, в том числе раковины, которые, между прочим, из южных морей, и которые каким-то образом попадали в Крым и использовались здесь в качестве украшений. Короче говоря, бронзовые украшение, вот главное содержание этих каменных ящиков. Ничего там такого выдающегося в материальном смысле нет.

И вот что интересно, нет ещё одной категории, нет античных вещей, точнее есть, но только одна категория, это бусы. Стеклянные бусы в этих могилах есть. Но странно ведь, все письменные источники пишут о том, что тавры это грабители и пираты, нападали на греков, захватывали корабли, а где же всё то, что они захватывали? Ради бус вряд ли стоило совершать такие опасные предприятия, но тем не менее кроме бус нет ничего.

И все эти находки, все эти мелочи датируются 6-5 веками до нашей эры. Все каменные ящики, могильники из каменных ящиков, датируются 6-5 веками до нашей эры. Геродот, напомню, жил в 5 веке до нашей эры и писал о таврах, как о своих современниках.

Ещё замечу то, что я не сказал, писал он о таврах в связи со скифо-персидской войной. Бала такая знаменитая война скифов с персидским царём Дарием I Гистаспом, которая, собственно, и прославила скифов на все времена

Эта война, немного расходятся в датировках современные исследователи, но не слишком 510, 512, 514, американский исследователь Кэмерон [правильное прочтение имени не гарантируется, прим. редактора] полагает 519 год до нашей эры. Короче, десятые годы шестого века до нашей эры. И скифы тогда обратились за помощью к своим соседям, чтобы вместе с персами воевать. Некоторые согласились, а некоторые, в том числе и тавры, отказались. Так что тавры жили во времена этой скифо-персидской войны, в 6 и 5 веках до нашей эры, судя по Геродоту.

Каменные таврские могильники по археологическим данным датируются 6 и 5 веками до нашей эры. Это совершенно особые такие погребальные сооружения могильники из каменных ящиков. Они расположены именно в том месте, а именно, в Крымских горах, где «расселял» тавров Геродот и, значит, вывод только один, в этих каменных ящиках хоронили тавры. И это редчайший случай в археологии, когда археологи не спорят между собой. Все согласны, аргументы железные, в этих ящиках каменных хоронили именно тавры.

Вот ещё, пожалуй, последнее что надо сказать: нет таврских поселений на Южном берегу и на Главной гряде, где множество этих каменных ящиков. Одно подозрение на эту гору Кошка. Поселение там известно давно. Рядом с ним художник В. М. Васнецов, в своё время, нашёл таврские каменные ящики.

Потом, П. Н. Шульц, в 50-е годы 20-го века, предпринял раскопки этого поселения. Там есть оборонительная стена, есть домики каменные маленькие, некоторые всего из трёх стен, а четвёртая стена это выход скалы и пристраивали к этому выходу скалы эти самые каменные домики. И находки всякие были сделаны при раскопках и П. Н. Шульц объявил, что всё это тавры и стена таврская, и домики таврские, и поселение в котором тавры жили.

На самом деле, твёрдо установлено, что стена эта средневековая. А относительно домиков и культурного слоя есть всякие сомнения. Я не буду вдаваться в такие детали археологические, но поверьте мне, что сомнения есть.  Короче говоря, возможно, это единственное таврское поселение и других нет. Вот так они жили, как никто не понимает.

Вспоминают все один источник, греческий, третьего века до нашей эры, в котором сказано «тавры любят кочевую жизнь в горах». Вот, я думаю, что они были такие скотоводы где-то пасли свой скот и не оставляли своих поселений, которые доступны для изучения археологическими методами. Так или иначе констатируем факт поселений нет, а могильников много.

Ещё отвлекусь, на пару минут. Во многих книжках, особенно раньше, можно было прочитать, что тавры имеют отношение ко многим памятникам Южного берега Крыма. Разным крепостям, которые там открыты. Например, на Аю-Даге, на Крестовой горе, Кастеле, многие писали о том, что римская крепость Харакс на Ай-Тодоре около Ласточкиного гнезда была построена на остатках таврского укрепления. Всё это не соответствует действительности. Кроме Харакса эти крепости построены в средние века, это ясно показали археологические раскопки, которые там были проведены.

Что касается оборонительной стены крепости Харакс, такая из циклопических огромных камней сложенная стена, то в своё время Лев Фирсов просто засунул в неё руку между этими огромными камнями и вытащил оттуда известковый раствор. Если присутствует известковый раствор, это означает, что не может быть постройка раньше римлян. Никакие тавры, ничего такого не делали. Просто, римляне построили себе стену из таких огромных камней. Это я к тому, чтобы развеять возможные заблуждения на этот счёт.

В 1921 году Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский около пещеры Кизил-Коба открыл поселение неизвестной до той поры культуры. Очень скоро такие поселения стали открывать в разных других местах в предгорном Крыму.

В 1925 году Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский в журнале «Крым» опубликовал статью, в которой написал о том, что им открыта новая археологическая культура. Он назвал эту археологическую культуру по месту первой находки «кизилкобинской», кизилкобинская культура. И он предположил, что эту культуру оставили исторические тавры. Что люди, которых мы по письменным источникам знаем, как тавров оставили эти поселения и эти могильники.

В 30-е годы было высказано иное мнение о том, что кизилкобинская культура, это не тавры. Что в горах жили тавры, в степях жили скифы, а между таврами и скифами, в предгорьях, жил некий третий этнос. Мы не знаем, как он назывался, но третий, другой, не тавры, не скифы.

Скажу вам несколько слов о самой кизилкобинской культуре. Потом обратимся к её этнической интерпретации. Памятники кизилкобинской культуры открыты по всему предгорному Крыму от Севастополя до Феодосии. Я могу назвать несколько: Балаклавское поселение, Инкерманское поселение, Уч-Баш (самое, как считается древнее кизилкобинское поселение). Уч-Баш, гора почти при впадении реки Чёрная в море; далее, Ашлама-Дере, это под Чуфут-Кале, Симферопольское, Шпиль около села Дружба и так далее. Их известны десятки, а на самом деле сколько их было непонятно и вот почему.

Я не слишком преувеличу, если скажу, что где бы в предгорном Крыму не раскопали несколько квадратных метров, вы найдёте кизилкобинское поселение, если будете понимать, что вы копаете. Везде. Сплошь. Такое впечатление. Только на территории парка Салгирка около университета три или четыре открыли. Такое впечатление складывается, что предгорный Крым был более густо населён, чем сейчас. Впечатление ложное, конечно, наверное, но такое.

Что же собой памятники этой культуры представляли? Во-первых, все поселения не укреплённые. Они не имели оборонительных сооружений. В некоторых поселениях открыты полуземлянки или каркасно-столбовые дома, то есть вкапывали брёвна вертикально по периметру будущих стен, плетнём оплетали, глиной обмазывали, глинобитный пол набивали, получался такой домик с очагом в центре. Ничего специфического ни в этих домах, ни в полуземлянках, ни в этих каркасно-столбовых домах. Полно есть разных людей и разных культур, которые пользовались такими постройками. Они  простейшие.

Гораздо любопытнее другое, а именно то, что при раскопках огромного большинства поселений кизилкобинской культуры вообще никаких построек не обнаружено. Культурный слой есть, материальные находки есть, хозяйственные ямы есть, а построек нет. Почему? Никто не знает.

Можно предположить, что были какие-то шалаши, юрты, лёгкие постройки, которые не оставляют следов, доступных археологам для изучения. Тем не менее, при раскопках этих поселений находят украшения, такие же бронзовые, как в каменных ящиках тавров. Находят наконечники стрел и иногда другие предметы вооружения. Точно такие, как у скифов и точно такие, как у тавров. Датируется эта культура в целом 8-4 веками до нашей эры, когда существовали поселения и могильники использовавшиеся носителями этой культуры.

Самая распространённая находка при раскопках кизилкобинских поселений, это обломки керамических сосудов. Например, таких, как дуршлаги или цидюльки, все в дырках, которые, как считают использовались для приготовления кисломолочных продуктов. Многие из этих сосудов отличает обработка поверхности, которую археологи называют лощением. Поверхность гладкая блестящая, чаще всего чёрного цвета, иногда бывает и других цветов.

Кубки и горшки украшены треугольниками, заштрихованным врезным орнаментом. И он белый, этот орнамент. Затёртый белой пастой. Это самая распространённая система орнаментации в кизилкобинской культуре: врезной орнамент затёртый белой пастой. Видов орнаментов больше тридцати, но самый популярный из них, это треугольники с опущенные вершинами в низ. В любом крымском музее вы увидите эти сосуды.

Если будете смотреть под ноги, вы во многих местах предгорного Крыма увидите обломки подобных сосудов. Например, в музеях широко представлены так называемые корчаги, украшенные аналогичным образом: наколы под верхней частью сосуда и треугольники вершинами вниз; такой резной орнамент.

Кроме поселений есть могильники. Могильники тоже состоят из каменных ящиков недалеко от этих поселений. Эти могильники в чём-то схожие, а в чём-то отличны от таврских.

Сходство в том, что там тоже есть многократные погребения. Отличия в том, что не всегда эти погребения многократные!; в том, что не всегда в них скорченные погребённые; в том, что в них есть керамика и её много, а в таврских ящиках на Главной гряде и на Южном берегу керамики нет.

Прежде чем перейти к проблеме этнической интерпретации кизилкобинской культуры; прежде чем сказать кому она принадлежала на самом деле; замечу, что ещё есть любопытные памятники, которые тоже с ней связаны. Это скульптурки, есть антропоморфные, есть и зооморфные, грубейшие необожжённые, из глины кое-как вылепленные, найденные при раскопках кизилкобинского поселения Шпиль. Ясно, что они могли использоваться только в культовой сфере, больше никак не придумаешь, куда их можно применить. Известно, что если что-то непонятно, это всё записываем в культовую сферу. Это болезнь такая археологическая. Но на счёт этих фигурок, так точно кажется никак не придумаешь куда их деть.

Если говорить ещё о культовой сфере, то упомяну, что во многих пещерах есть обломки этих кизилкобинских сосудов. Самые, наверное, знаменитые в этом смысле, это открытые крымской комплексной карстовой экспедицией ещё в 50-е годы 20-го века пещеры Ени-Сала 2 и МАН. В том смысле, что в Ени-Сала 2, когда они туда вошли, то увидели сталагмит и на этом сталагмите надетый череп козла, а вокруг разбросаны обломки кизилкобинских сосудов.

В пещере МАН два зала, один над другим, колодцем соединённые. В верхнем зале увидели археологи в 50-е годы лицо человека, нацарапанное на стене и под ним крест. Крест, это ведь не только христианский символ, мы об этом знаем. И вокруг разбросаны черепки кизилкобинских сосудов, и в нижем зале, куда можно добраться только с альпинистским оборудованием, тоже  разбросаны черепки кизилкобинских сосудов. Никакого проку в этих пещерах нет; невозможно там жить, темно, холодно, сыро. Значит, какие-то церемонии там происходили надо полагать.

Теперь буду рисковать затянуть вас в дебри уж совсем неинтересные, но всё-таки я должен, наверное, должен, сказать о том, что некоторые археологи считают, что кизилкобинская культура оставлена таврами, а другие думают она осталась от третьего этноса: ни скифы, ни тавры, а кто-то ещё. Я назову вам аргументы в пользу той, и в пользу другой гипотезы.

Начнём с той которая считает, что это тавры. Кизилкобинская культура, это таврская культура. Почему? Археологические данные дают несомненное сходство между каменными ящиками Главной гряды Южного берега и каменными ящиками предгорного Крыма. Безусловно они похожи, безусловно много общего в погребальных обрядах. Значит, это одна культура. Сходство между каменными ящиками теми и другими несомненно. Что касается письменных источников. Они, эти кизилкобинцы, жили в ареале, который Геродот отвёл таврам. Геродот именно здесь и селил тавров. Никаких третьи этносов. Он написал, что в этом месте живут тавры и всё. Значит, это тавры и есть. Ещё один дополнительный аргумент. Греки которые жили на Боспоре и Херсонесе отлично знали своих соседей, с ними во всякие контакты вступали, и никаких третьих этносов не упоминают. Они знали скифов, они знали тавров, и больше никого. Так что это тавры.

Теперь к тому что это не тавры. Есть данные письменных источников, о чём писал Геродот, а за ним и другие авторы. Тавры это грабители и пираты. А эти несчастные жители кизилкобинских поселений уж никак на эту роль не годятся. Они земледельцы, у них полно при раскопках найдено всяких находок костей животных, остатки злаков и всяких прочих полезных растений. Они не могут быть пиратами если живут на месте современного Симферополя, где их полным полно, до моря никак не доберёшься. Это то почему они не тавры.

Ещё к аргументам в пользу того, что это не тавры. По следующим причинам. Археологический аргумент заключается в том, что есть сходство, но есть и отличия между каменными ящиками предгорья и Главной гряды. В предгорьях не все костяки скорчены, в предгорьях не все каменные ящики содержат многократные погребения, в предгорьях много керамики, а на Главной гряде её нет.

Значит есть и отличия, не подходят эти кизилкобинцы, носители кизилкобинской культуры, на роль грабителей и пиратов. Не говоря уже о том, что у них ничего награбленного нет, но этого и в каменных ящиках Главной гряды нет. Но они физически не могли этого делать, живя в центре крымских предгорий, нападать на греков. Так что наверное это не тавры. Так рассуждают А. В. Щепинский, … [здесь неразборчиво, прим. редактора] и некоторые другие исследователи.

В заключении, я должен сказать два слова о происхождении тавров. Откуда они такие взялись, и о том, куда они исчезли. Почему сейчас нет таких людей, которые являются таврами? Некоторые и сейчас любят сказать: «Я потомок древних тавров», но эти люди обманывают, говорят неправду.

О происхождении этого народа разные мнения на этот счёт существовали. Например, думали, очень популярно было одно время, что это киммерийцы, которых скифы прогнали. До скифов в Северном Причерноморье жили киммерийцы. Скифы пришли, прогнали киммерийцев. Часть убежала в другие места, а часть спряталась в Крымских горах. Вот, эти киммерийцы, мол, и были предками тавров.

Другая гипотеза выводила тавров с Cеверного Кавказа. Некоторые аналогии находкам в каменных ящиках есть на Cеверном Кавказе. Поэтому, некоторые исследователи полагали, что довольно сложным путём, но с Северного Кавказа переселились какие-то люди ещё в конце эпохи бронзы и здесь обособились, и превратились в тех, кого греки именуют таврами.

По моему мнению, наиболее обоснованной археологическими данными гипотеза заключается в том, что носители кизилкобинской культуры были потомки тех людей, которые жили в предгорном Крыму ещё в эпоху поздней бронзы.

Есть такая белозёрская культура 11-9 веков до нашей эры. В предгорном Крыму открыты её памятники, в том числе и могильники. Эта культура по погребальному обряду, по лепным сосудам, по керамике обнаруживает несомненное сходство с культурой кизилкобинской.

Поэтому, кажется, что тавры, это потомки тех людей, которые жили здесь в эпоху поздней бронзы, но как их назвали, тех кто ещё в эпоху бронзы жил, мы не знаем, письменных источников нет. Когда греки появились, то стали это население именовать таврами.

Наконец, последний штрих, это судьбы тавров. Куда они исчезли? Почему их не стало? Этот вопрос довольно сложный и он требует некоторых вводных замечаний, которые я должен вам сказать.

Кизилкобинская культура обнаруживается в 8-4 веках до нашей эры, а уже в 3 века до нашей эры её нет. Исчезает эта культура. Даже если её считать таврской, даже если считать, что эта культура оставлена таврами, то в 3 веке до нашей эры мы лишаемся вообще всяких археологических оснований, чтобы что-то говорить об этих самых таврах. Нет их. А по письменным источникам, вспомните я вначале Тацита упоминал, надписи разные, по письменным источникам эти люди вовсю ещё жили в Крыму, воевали с греками, всё такое, а археологии никакой.

Приходится строить гипотезы. Для начала скажу, что в 3 веке до нашей эры начался процесс перехода скифов, которые были раньше кочевниками, к оседлости. Возникает позднескифская культура. Разные оседлые скифские поселения, крепости, из которых самая знаменитая на окраине Симферополя, столица их государства. Как считают многие исследователи она называлась Неаполь, хотя на самом деле это неизвестно. Эта позднескифская культура, эти поселения позднескифские в Крымских предгорьях. Запомнили это.

Второй пункт. Начиная с первого века нашей эры, впервые у Плиния старшего, появляется новый этноним, новое название народа тавро-скифы или скифо-тавры. Чаще тавро-скифы, но иногда и скифо-тавры. Разные греческие авторы пишут о том, что в Крыму живут некие тавро-скифы. Надо, правда, заметить, что все эти авторы живут далеко от Крыма. Те авторы, которые жили в Крыму и надписи свои писали, хорошо различали, где скифы, а где тавры. Есть единственная надпись, но уже 3-го века нашей эры из Пантикапея, где упоминаются тавро-скифы.

В первом веке возникает новый этноним новое название народа тавро-скифы. В третьем веке исчезают кизилкобинские поселения, в третьем же веке возникают первые поселения позднескифские. В результате, делаем вывод, что эти самые тавры, когда возникли позднескифские поселения, спускались с гор своих вливались в число жителей этих поселений и как-то взаимодействовали с поздними скифами, жили вместе с ними в их же поселениях. Эта гипотеза наиболее правдоподобная, как кажется сейчас.

После первого века нашей эры уже ни о каких таврах речь не идёт. Они были ассимилированы, так называемыми, поздними скифами. Правда, эта гипотеза имеет большой минус: она самая правдоподобная никто не предложил ничего более правдоподобного, но минус тоже не можем не заметить; а минус заключается в том, что раз тавры становились жителями позднескифских поселений, значит, мы вправе ожидать, что в этих позднескифских поселениях археологи при раскопках откроют какие-нибудь элементы материальной культуры, связанной с таврами. Хоть горшки, хоть что-то ещё, то, что имеет отношение к таврам. Ожидания эти оправдываются в самой малой степени.  Почти ничего таврского в позднескифских поселениях нет.

Правда, мы должны помнить, что мы говорим с вами об археологической культуре. Археологическая культура, это только материальная культура, и даже не материальная культура в полном смысле этого слова, а материальная культура, которая смогла пережить тысячи лет и её остатки, которые дошли до нас. Тавры могли быть прекрасными певцами или танцорами и в этом смысле внести вклад в позднескифскую культуру.

Однако, точно сказать о вкладе тавров в культуру скифов мы ничего не можем. Этого мы не знаем и не узнаем уже никогда. На этой весёлой ноте разрешите закончить.

Похожие материалы сайта: