Крым между Хазарией и Византией. Часть 15

20200210 decoration

Что касается других предметов материальной культуры. Конечно, предметы материальной культуры [были найдены] самые разнообразные. Представляет интерес, допустим, занятия населения. Игры, очевидно, были самые разнообразные. Мы не знаем какие они были. Но, точно известно, что существовала хорошо известная до недавнего времени игра в бабки. При помощи так называемых астрагалов или альчиков из бараньих и коровьих костей. При раскопках находят их в достаточно большом количестве.

Нельзя сказать, что это какое-то влияние язычества, но такая игра была очень популярна. Причём, многие астрагалы заливались свинцом для их утяжеления. Скажем так, шулера местные так делали. Самые различные знаки на этих астрагалах прочерчивались. Это такая, достаточно, интересная категория находок. Это, достаточно, примитивная игра. Вместе с тем, при раскопках не только Сугдеи, но и Херсонеса, в том числе, были найдены костяные шахматные фигуры. То есть, и шахматы хорошо были развиты в это время. Об этом, в данный момент, можно с полной уверенностью говорить.

Пару слов об украшениях. Они тоже в этот период времени самые разнообразные, но 99 если не 100% этих украшений поступает в Крым с территории Византии. Все находки подчинены византийской моде. Огромное распространение в это время, со второй половины десятого века, получают самые разнообразные браслеты. Прежде всего, стеклянные. Их производство было настолько массовым, что, практически, при раскопках любого памятника второй половины десятого, одиннадцатого и первой половины двенадцатого веков этих стеклянных браслетов находят огромнейшее количество.

В погребениях на руках девушек и женщин находят до пяти браслетов на каждой руке. То есть, это было очень популярное украшение. Наличие этих браслетов, лишний раз, позволяет датировать нам эти памятники. То есть, если они есть, мы точно знаем, что это не раньше первой половины десятого и не позже первой половины двенадцатого века. Существовали и другие категории браслетов. Бронзовые были, железные, какие угодно.

Часто при раскопках обнаруживаются и другие самые разнообразные украшения. Перстни, кольца. Их было очень много самых разнообразных видов и типов, из самых разнообразных металлов изготовленных. Самые разнообразные пуговицы, пуговицы-застёжки, так называемые, пуговицы-бубенчики, которые служили элементами ожерелья. Из них большое распространение получают пуговицы-бубенчики с, так называемой, христианской символикой: крестообразным разрезом на их нижней части. В этом тоже проявилось влияние христианства. Учёные спорят о том где они производились, но это тоже очень характерное отличие украшений второй половины десятого, одиннадцатого, первой половины двенадцатого веков.

Самые разнообразные бусы. Выделяется несколько вариантов. При раскопках погребений, в частности, в средневековой Сугдее обнаружены целые ожерелья, состоящие из самых разнообразных бус. Тоже все на 100% византийского производства. Костяные украшения и [украшения] сделанные из перламутра и, наконец, предметы, связанные с христианством. Их в это время находят очень большое количество.

Я уже сказал, что христианство проникает, практически, во все сферы жизни. Поэтому, находок нательных крестов самых разнообразных, предметов литургического устройства и хоросов, для подвески кадил, и самих кадил тоже очень большое количество. Большое количество обнаруживается и, так называемых, крестов-энколпионов. То есть, двустворчатых крестов, внутри которых запаивали святые мощи. Чаще всего в виде каких-то небольших записочек или каких-то элементов дерева. По-сути дела, никаких мощей там не было.

Считалось, что это литургические кресты, которые, в основом конечно, использовали священнослужители. Их выделяется много самых разнообразных вариантов. В том числе, несколько вариантов, изготовленных на территории Киевской Руси, которые на территорию Крыма очень активно поступали, особенно, в первой половине тринадцатого века. В основном, бронзовые, на 99%, серебряные есть, но очень-очень мало.

Несколько слов о влиянии языческой идеологии. В подавляющем большинстве это, конечно, христианская идеология. Тем не менее, есть очень небольшое влияние зороастризма, иудаизма и какое-то влияние язычества тоже продолжало существовать. Потому что, иначе объяснить находки ожерелий с христианскими крестами, вместе с находками клыков животных в составе того же ожерелья с крестом, находки раковин каури, находки солярных амулетов никак с христианством не связанных.

В конце-концов, яйца-писанки. Правда, они все киевского производства, но в Крыму такие находки тоже в небольшом количестве известны. Находки кубиков с какими-то греческими надписями на счастье. Такой кубик есть в экспозиции Центрального музея Тавриды. То есть, какое-то влияние язычества тоже ощущается.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована фотография из базы изображений Метрополитен-музея (Нью-Йорк).

Похожие материалы сайта: