Крым между Хазарией и Византией. Часть 4

20200129 predgorie

Что касается погребального обряда. Он, в настоящий момент, хорошо изучен. Раскопаны большие некрополи проболгарские и в восточном, и в юго-восточном, и в северо-западном Крыму. Обряд погребения был достаточно простой. В основной своей массе это были обычные грунтовые погребения, засыпанные землёй.

Иногда погребённых клали в специальный деревянный короб, такой своеобразный гроб без дна, который перекрывался или поперечными или продольными деревянными плахами, чаще всего сделанными из можжевельника, и засыпался землёй. Никакие курганные насыпи не возводились. Это были абсолютно грунтовые некрополи.

Начиная с середины девятого века нашей эры в среду проболгар Крыма активно проникает христианство. Это был совершенно закономерный процесс. Византия никогда не оставляла желания подчинить себе, хотя бы идеологически, проболгарское население Крыма. Хотя бы идеологически отторгнуть его от Хазарского каганата. В этом случае Византия действовала не мечом, а словом и крестом.

Христианство очень быстро проникает в среду проболгарского населения Крыма. Византия была "под боком", византийские города рядом. Уже на самом раннем этапе, со второй половины восьмого века нашей эры, фиксируются следы проникновения христианства в среду местного крымского населения. Они хорошо фиксируются на примере погребального обряда. Для христианского погребального обряда характерна, прежде всего плитовая могила. То есть, поставленные на ребро камни, тоже без дна, прикрытые каменными же плитами сверху. Такой своеобразный каменный ящик, но без дна.

В проболгарских погребениях, даже ранних, фиксируются только лишь элементы  проникновения этого христианского обряда. Допустим, сама могила могла быть грунтовая, перекрытая досками, но поверх досок иногда клались каменные плиты, характерные для христианского погребения. Иногда само погребение сооружалось из камней, как христианская плитовая могила, но перекрывалось не камнями, а деревянными плахами, характерными для языческого погребения; иногда могла быть лишь одна стенка, сложенная из камня, все остальные стенки были грунтовые; иногда каменными были половинки стенок.

Такое было интересное проникновение только лишь элементов плитовой могилы в языческую среду. То есть, каким-то образом проболгары Крыма христианство воспринимали. Все эти погребения, и языческие грунтовые, и с перекрытием деревом, и с элементами христианской плитовой могилы, и классические плитовые могилы, ничем не отличающиеся от обычных христианских, все они находились на территории одного некрополя. То есть, это был такой, достаточно сложный, процесс восприятия местным крымским населением христианской идеологии. Некоторые воспринимали сразу, некоторые по частям. Как у них это укладывалось в голове сказать и реконструировать невозможно. Но, факт есть факт.

Самым ярким свидетельством проникновения христианства в среду проболгар Крыма является появление христианских храмов. Ничего особого для территории Крыма они не представляют. Культовое строительство в Крыму осуществлялось задолго до этого времени, но характерным отличием данных (проболгарских, прим. ред.) церквей является техника сооружения их стен. Некоторые из этих храмов были сооружены техникой кладки в "ёлочку".

Они были обнаружены на территории проболгарских поселений Крыма, их связь с проболгарами безусловна. Проболгары пытались копировать тот тип храмов, обычно небольшой однонефный одноапсидный храм, который был характерен для византийского населения Крымского полуострова. Безусловно, есть некоторые исключения. Наиболее крупный храмовый комплекс был раскопан на плато Тепсень (близ современного Коктебеля, прим. ред.) ещё в пятидесятые годы прошлого века, но, его размер, очевидно, был связан с тем, что городище на плато Тепсень было центром крупной христианской епархии.

Некоторые учёные связывают его с известной по письменным источникам Фульской епархией. Считают, что, именно на территории этого городища проповедовал Константин Философ, брат Кирилла и Мефодия. В любом случае, это уникальное культовое сооружение для всех проболгарских памятников Крыма. В основном же, это небольшие однонефные одноапсидные храмы.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Между Хазарией и Византией: Крым в VII-XIII веках". Лектор - Вадим МАЙКО, доктор исторических наук, директор Института археологии Крыма РАН. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/JqOiGS8q_MI. Для иллюстрации использована фотография Юрия Вострухина (photosight.ru, 2010).

Похожие материалы сайта: