Бронзовый век в Крыму. Часть 5

20200326 pit burial

Переходим к ямной культуре. В своё время, В. А. Городцов, о котором мы уже говорили, разделил все археологические культуры степного Причерноморья на три группы. Типологические и, собственно говоря, хронологические группы. Первой была ямная культура. Сейчас это называется ямно-культурной исторической общностью. В ней несколько культур. Для Крыма особых изменений пока не внесено. Мы их продолжаем называть памятниками ямной культуры и ориентируемся на В. А. Городцова.

Считаем, что основным типом погребальных сооружений здесь является прямоугольная яма, вырытая в грунте, в которой наш археолог находит костяк человека, захоронение которого совершено на спине в скорченном положении с поджатыми ногами. Ориентация, как правило, восточная и северо-восточная. С чем связана такая поза? Видимо, с представлениями о реинкарнации. Допускается, по крайней мере первыми исследователями допускалось, что телу человека придавали ту самую позу, в которой он находился в чреве матери.

Поскольку могила роется в земле, над ней насыпается курган, как предполагают некоторые исследователи и я, наверное, с ними в этом соглашусь, это признак беременности. Это элемент женского чрева. Считалось, что человек, погребённый таким вот образом, скорее всего, даже его душа, либо он сам, здесь много сложностей и непонятностей, спустя какое-то время возродится к новой жизни. Душа, я думаю, явление более позднее, хотя и для эпохи бронзы оно уже, наверное, существует.

Характерной особенностью ямной культуры на самом раннем этапе были сосуды, небольшие остродонные, которые помещали в захоронения женщин и детей. Малюсенькие сосуды, как правило, связанные с детскими погребениями. Более крупные, с погребениями женскими. Очень редко они встречаются в мужских могилах. В мужских могилах, нечасто, но присутствует, оружие: каменные топоры, наконечники стрел, наконечники дротиков, иногда, бронзовые ножи. Вот особенность мужских захоронений.

Да, и ещё о чём я забыл сказать, как правило, вот эти окрашенные костяки, почему и названы окрашенными, посыпались охрой, а охра, это тоже символ крови, это то, что способствует и загробной жизни и последующему возрождению. В общем-то, мы вряд ли ошибёмся, если в представлении ямников их умершие уходили в "поля вечной охоты". Что-то подобное происходило в их представлениях. Такова ямная культура.

Стоит ли называть ямников кочевниками? Мы знаем разные определения кочевого способа ведения хозяйства. Но, поскольку, для ямной культуры, на большей части территории её распространения, а территория её распространения, по сути, дела от Волго-Донского междуречья вплоть до Буджакской степи, за Дунаем поселений найдено очень мало, можно думать, что значительная часть ямников жившая в степных районах, а не в поймах крупных рек, всё-таки занималась отгонным скотовоством. Вряд ли это были кочевники, перегонявшие свои стада на тысячи километров, но сотни километров в их сезонных скотоводческих маршрутах, несомненно, присутствовали, может быть десятки. Они всё-таки перемещались по определённой территории. Поэтому, часть ямного населения можно признать кочевым.

По антропологическим данным это, безусловно, европеоиды. Сейчас всё больше признания получает гипотеза об их индоиранском происхождении. Скажем так, индо-арийское, видимо, несомненно. Индо-иранцы они или не индо-иранцы, это ещё проблема. Это дискуссионная тема и решение, конечно, придёт не сегодня и не завтра. Для этого понадобятся десятилетия, если не столетия.

Статья подготовлена по свободно распространяемым в Интернет материалам цикла лекций "Открытая археология" с внесением незначительных стилистических редакторских правок. Лекция "Кочевники эпохи палеометалла: бронзовый век в Крыму". Сергей КОЛТУХОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН. 16 мая 2018 г., г. Симферополь, Центральный музей Тавриды. Основная видео-публикация доступна по ссылке https://youtu.be/IetSobvRB9s. Для иллюстрации использовано изображение из ленты новостей сайта Института археологии и этнографии СО РАН.

Материалы раздела НАШКРЫМ доступны по лицензии © CC BY-SA 4.0 Лицензия Creative Commons

Достопримечательности Крыма